Музей истории и культуры Пензенского края

''Вклад пензенцев в развитие мирового и
российского кинематографа и театрального искусства"
 

Работа Масленниковой Юлии, 2003 год

К началу 19 столетия мировое театральное искусство уже имело свою многовековую историю. Трагедии и комедии ставились в театрах Древней Греции еще до нашей эры. История культуры сохранила от той эпохи имена прославленных драматургов и некоторые их произведения. В христианской Европе развитие театра началось как бы заново в эпоху Возрождения с искусства бродячих актеров, с драматических произведений на религиозные темы. Литературная драм, создававшаяся во многом на античных образах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет театрального искусства. В Россию профессиональный театр еще при царе Алексее Михайловиче, но настоящую популярность приобрел после петровских реформ во второй половине 18 века. Широкое распространение получили крепостные театры. Группы из крепостных актеров содержали крупные помещики. Актеры на специально устроенных сценах разыгрывали трагедии и комедии, участвовали в оперных и балетных представлениях. Количественный состав труппы зависел от богатства хозяина. Наибольшую известность получили театры графа Н.П. Шереметьева в подмосковных имениях Кускове и Останкине. Так, в состав Останкинского театра на 250 мест, созданного в конце века, входило 200 человек, включая портных и парикмахеров. Менее солидные театры к этому времени существовали во многих городах России: театр помещика Е.В. Есинова в Казани, князя Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде и др.
Театральный репертуар составляли произведения зарубежных и отечественных авторов. В их числе - И.А. Крылова "Модная лавка" и "Урок дочкам", сатирически изображавшие слепое поклонение перед всем французским.
В Пензе начало становлению театра положил И.М. Долгорукий (1764-1823). Находясь в Пензе, Иван Михайлович написал стихотворение " Камин в Пензе", "К швейцару", "К судьбе". В 1802 году они вошли в сборник "Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукого". Ему принадлежат интереснейшие в познавательном отношении мемуары "Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни", в которых имеется много воспоминаний, связанных с нашим краем. Произведения Долгорукого пользовались большой популярностью в свое время. "Поэт чувствительный и сатирический, нередко отличающийся

неподдельным русским юмором",-такую оценку его стихам и пьесам
давал критик В.Г. Белинский.
Иван Михайлович, принадлежавший к старинному и знатному роду, восходившему к основателю Москвы Юрию Долгорукому, был одним из культурных и образованных людей своего времени, уже в детстве сводно читал в подлиннике Вергилия и Горация. Будучи студентом Московского университета, он интересуется поэзией и увлекается театром. Актерскому мастерству юноша учился у французского актера - профессионала Офрена. Сценический талант Ивана Долгорукого, признанный петербургской публикой, дал возможность сблизиться с "малым двором" Павла. В 1791 году, переехав в Москву, он активно занимается устройством театра Шереметьева. Хлопоты театрала прервались назначением его 19 сентября этого же года вице-губернатором в Пензу. Но и на новом месте участие И.М. Долгорукого в театральной жизни не прервалось. Уже 8 мая 1792 года в казенном вице-губернаторском доме состоялся первый опыт любительского театрального представления. Играли комедию самого И. М. Долгорукого "Трагилирография". А вскоре по инициативе вицегубернатора в центре города на усадьбе любителя сценического искусства, судьи Пензенской уголовной палаты Дмитрия Полчаинова, было построено довольно-таки вместительное деревянное здание театра на 200 посетителей. 24 ноября 1793 года постановкой комедии Екатерины 11 "Обманщик" начал первый сезон театра Долгорукого. После окончания спектакля в вице-губернаторском доме давался бал, в саду играла роговая музыка. В театре Долгорукого первоначально ставились, главным образом, комедии Сумарокова. Спектакли здесь проходили раз в неделю, состав актеров был любительским и играли на сцене люди из дворянского сословия. Первые сценические уроки давал сам вице-губернатор. Были случаи, когда представление разыгрывали приезжие актерыпрофессионалы. Как актер, видимо, выступал в пьесах и Долгорукий..
1793 год - начало первого театрального сезона, фактической же датой рождения Пензенского театра является 8 мая 1792 года, когда в казенном вице-губернаторском доме игралась комедия Долгорукого "Трагилирография". Хотя сам создатель называл театр любительским и смотрел на него, как на забаву, на самом деле он сыграл немаловажную роль в приобщении горожан к театральному искусству, С участием симбирских актеров давалось представление для прибывшего в Пензу в 1796 году генерал-губернатора князя Вяземского. Это, скорей всего, было последнее представление в первом пензенском театре, потому что восшедщий на престол Павел, не терпевший указов Екатерины, упразднил губернаторство в нашем городе.
В 1797 году Долгорукий возвращается в Москву, где продолжает
"болеть театром": сочиняет комедию “Отчаяние без печали”, оперу


"Любовное волшебство", которая в этом же году (1799) положена на музыку и поставлена труппой князя А.А. Шаховского в Нижнем Новгороде. Как и в Пензе, Иван Михайлович основывает любительский театр в Москве, долгое время считавшийся одним из лучших.
В конце 18 столетия ставились спектакли в имении князя А.Б.Куракина, в селе Надеждино, Сердобского уезда. И.М. Долгорукий в своих воспоминаниях пишет о том, что видел здесь в июле 1795 года трагедию Э. Лессина "Эмилия Галлоти".
Театр Гладковых. Создание театра драмы.
В 1793 году с санкции наместника в Пензе открылся театр "благородных любителей", для которого в центре города было выстроено специальное здание на 100 зрителей. Театр просуществовал до 1797 года, пока вице-губернатором оставался известный театрал, драматург, актерлюбитель И.М. Долгоруков.
С 1807 по 1829 годы существовал крепостной коммерческий театр помещиков Гладковых. Владельцы театра - Г.В. Гладков (с 1807 по 1821 г.г.) и его сын В.Г. Гладков (с 1821 по 1829 г.г.) отличались беззастенчивым предпринимательством. В отличие от большинства владельцев крепостных трупп они задумали театр как одно из звеньев организованных ими доходных предприятий. Для обеспечения этих доходов Гладков-старший в письме к пензенскому губернатору Ф.Л. Вигелю от 26 октября 1806 года просил предоставить ему монопольное право давать спектакли как в городе, так и на Ломовской и Саранской ярмарках, за что обещал вносить в пользу Приказа общественного ежегодно 300 рублей.
Исследователь истории пензенского театра М.П. Молебнов пишет, что "двухсот дворян, проживающих в Пензе, было слишком мало даже для того, чтобы заполнить более или менее регулярно 25 лож шести- и четырехместных". Большинство пензенских дворян предпочитали посещать существующие сословные, интимные пензенские театры помещиков Кожина и Горихвостова, чтобы "не якшаться с чернью" в незнатном, приспособленном для "всякой публики" театре Гладковых. Поэтому Гладковым приходилось ориентироваться на вкусы разночинцев. Сын пензенского губернатора писатель Ф.Ф. Вигель с барским презрением писал в своих мемуарах: "К Гладкову ходила одна чернь, а в ложи ездила звать злейшая оппозиция, к которой, однако же, он сам отнюдь не принадлежал".
Репертуар театра Гладковых был очень пестрым и не отличался от афиш вольных трупп. Что касается труппы, то в ней были, как и во всех крепостных театрах, незаурядные личности. Среди них трагик Григорий Сулейманов и певица известная нам только по имени – Саша.

О ней, испытавшей надругательства барина, поэт П.А. Вяземский
писал в своей "Записной книжке", что Саша "немногим, и может быть, и
ничем не хуже" артисток императорских театров.
В 1846 году в третьей книжке петербургского журнала "Репертуар и Пантеон" появились "Записки о пензенском театре", подписанные весьма загадочно: С.К. — ТОП Н - ДИН. Автор брал под защиту Гладкова, утверждая, что тот создал театр не как "новый источник к умножению своего богатства, но из одного только желания придать новый блеск своей пышной, патриархальной жизни, осуществлением предмета до того времени почти здесь невиданного". Актеры, музыканты, хор и другие работники театра были крепостными людьми Гладкова, "на образование которых он не щадил ни времени, ни денег... Из собственной его школы вышли несколько таких артистов, живая и художественная игра которых сделала бы честь сцене и не пензенского театра".
В конце 1811 года пожар,— сообщал автор "Записок",— "истребил все деревянное здание, но "в исходе 1813г. на месте погибшего собрата красовался уже каменный, огромный и великолепный театр, который и существовал в полном своем могуществе до половины 1829 года, а слава его до сих пор еще сохранилась в памяти пензеских жителей". Гладков, по словам корреспондента, истратил на театр огромную сумму, назначил ценны на билеты "самые умеренные", расходы превысили доходы. В 1929 году театр взял на откуп у наследников Гладкова некий С - нов (автор не называет его полной фамилии). Чтобы сохранить зрителей, он начал давать представления еще огромней, еще блистательнее представлений г.Гладкова и разорился за 2 года.
После этого никто не захотел принять осиротевший театр под свою опеку. Забытый театр приходил в ветхость, мало — помалу разрушался и прослыл у "пензенских простолюдинов за черный, заколдованный дом, населенный большим обществом злых духов и страшных приведений". В течение 10 лет антерпренеры саратовского и нижегородского театров изредка посещали Пензу, строили из досок на скорую руку балаганы и разыгрывали "все, что ни попадалось им под руку", возвращались домой с "тяжеловесным барышником" Вместе с нижегородцами в Пензе выступал знаменитый артист Малого театра В.И.Живокини. Прием, оказанный московскому гостю, показал, что в Пензе довольно "истинных ценителей изящного".
"Не доставало только одного, - читаем в "Записках", — своего театра. Но благодаря умной и деятельной распорядительности здешнего аристократа — помещика г.Г-на, артиста в душе, — что он доказал свей невыразимо чудной игрой в представлениях, данных пензенским дворянством с благотворительной целью, - явился и театр. За

антрепренером дело не стало: какой - то г.Г-пов вскоре завладел новой сценой. Начались длинные, частые представления, а за ними скоро последовало резкое посещение театра зрителями, и расчет публики с этим антрепренером был короткий: г.Г - пов от своих пошлых представлений не получил ничего, кроме огромных долгов, а публика — ничего, кроме отвращения от подобных представлений. Хотя у него были и неплохие артисты (Быстров, Боброва и др.).
После отъезда Г — пова лучшие актеры были приглашены в другие города, а прочие, "чтобы не умереть с голоду, принялись за свое ремесло не с усердием, а с отчаянием..." Жители Пензы схоронили надежду увидеть когда - нибудь возрождение своего театра. Одно только великодушие Г - кина, почтенного хозяина театра ... простиралось не на одно только пожертвование вещественным капиталом". Он ангажировал Быстрова и сформировал новую труппу. В течение зимы был дан ряд "полных жизни представлений"


Пензенские театры конца ХVIII - начала Х1Х века.
В начале 19 века в Пензе была улица с названием, какого нет и сейчас - "Театральная", она находилась в районе крепостного вала. Именовалась она так потому, что здесь в конце 18 века находился театр Долгорукого, а потом — театр помещика Г.В. Гладкова, известность которого перешагнула границы губернии. Пензеский театровед, Е.М. Марин считает, что " по кол-ву театров в России Пензенская губерния стояла на третьем месте, после Московской и Петербургской". Очень хотелось бы верить в такую очередность, но не то что горожане, бесспорно, увлекались театром. В конце 18 - начале 19 века домашние театры имели Арапов, Акимов, Бекетов, Клименский, Манцев, Панчулидзев, Ранцев, Чемесов...
В отличие от названных любительских, крепостной — Гладковых считался предприятием коммерческого типа, приносивший доход хозяевам. Судя по архивным данным и воспоминаниям современников, здание театра в архитектурном отношении интереса не вызывало. Оно представляло деревянную пристройку к кирпичному дому Гладкова. Хозяина больше заботила вместительность, чем архитектурные украшения. Внутреннее устройство, по воспоминаниям Генсарского, имело, " ...как во всех театрах, ложи, кресла и неизбежный рай". В прошении губернатору Вигелю Гладков обязался устроить не менее 25-ти лож четырехместных и прочее по введенному в театрах обыкновению ".Постановки оформлялись необходимыми декорациями, сценическими приспособлениями. Недоставало, правда, световых эффектов, так как сцена освещалась масляными лампами. В театре играл оркестр губернатора Панчулидзева, поэтому " спектакли ранее его появления

начинаться не могли". Документальных сведений об игре актеров осталось крайне мало. Большую работу по восстановлению сведений о театре Гладкова проделал ученый и краевед М.П. Молебнов в своем труде " Пензенский крепостной театр Гладковых". Основателем первого профессионального театра в Пензе был Григорий Васильевич Гладков (1756-1820), дворянин по происхождению. 26 октября 1860 года он подает губернатору Ф.А. Вигелю прошение на открытие театра. Учреждая свое заведение, Гладков, отличавшийся бескультурьем и грубыми повадками, меньше всего думал о просвещении в крае, - его прежде всего привлекала коммерческая сторона. Театральная постановки были платными и держались на беспощадной эксплуатации актеров.
После его смерти " дело" перешло к сыну — Василию, продолжившему традиции своего родителя. Предприимчивый человек, он успевал хозяйничать на ковровом и полотняном заведениях, на винокуренном и кирпичном заводах. Под началом В.Г. Гладкова театр находился по 1829 год. О невыносимой жизни актеров и актрис Гладкова оставили свидетельства многие современники.
В театре работало 10 актеров и 6 актрис, не считая театральной
прислуги. В упомянутом труде
М.П. Молебнова приводятся " объявления" о театральных постановках тех лет, в которых указаны фамилии актеров. Наибольшей известностью пользовались трагический актер Григорий Сулейманов и лучшая певица в труппе Саша ( фамилия не установлена).
По дошедшим до нас "реестрам", подписанным самим Гладковым, можно судить о репертуаре театра. Здесь шли пьесы трех драматических видов: трагедии, драмы, комедии. Среди них значились и ставшие классикой комедии Фонвизина "Недоросль" и "Бригадир", Крылова— "Модная лавка" и "Урок дочкам", Мольера - "Мещанин во дворянстве", "Севильский цирюльник" Бомарше, трагедия Сумарокова "Дмитрий самозванец", Княжина - "Рославлев" и др.
Публика, посещавшая театральные представления, состояла в основном из разночинцев: чиновников, мещан, молодежи. Завсегдатаем гладковского театра был гимназист Белинский.
Пензенская культурная театральная среда повлияла на становление драматурга М.Н. Загоскина - автора 18 пьес, преимущественно комедийного характера. Деятельность Загоскина-драматурга и театрального подвижника основательно забылась за годы Советской власти. Между тем, его высоко оценивали И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, А.К. Аксаков, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. Без его оригинальных пьес: " Г-н Богатонов, или провинциал в столице",”

Роман на большой дороге ", " Урок холостым, или Наследники " - русская драматургия начала 19 века была бы неполной. Работая распорядителем по хозяйственной части в дирекции Московских театров, он, при активной помощи П.Н. Арапова, приложил немало усилий к восстановлению разрушенных наполеоновскими. войсками зданий Большого и Малого театров. Михаил Николаевич способствовал принятию в труппы этих актеров одаренной молодежи из провинции. Немало сделано Загоскиным и в должности директора Московских театров (с 1831 года).
Если разночинская молодежь посещала театр Гладковых, то высокопоставленная публика предпочитала бывать спектаклях титулярного советника Василия Ивановича Кожина, даваемые в дворянском собрании. Инициатором представлений, скорее всего, выступала его жена — Екатерина Васильевна Кожина, урожденная княжна Долгорукова, любившая театральное искусство. Пензенское дворянское собрание, видимо, являлось одним из центров театрально-музыкальной жизни города. Пьесы могли даваться и в доме Кожина. Тогда он был деревянным, возведенным на каменном фундаменте, и принадлежал одно время князю Долгорукому. А в театре отставного статского советника Петра Абросимовича Горихвостова, актерской труппой игрались оперные сцены и исполнялись музыкальные произведения.
Следующая театральная страница связана с деятельностью декабриста
И.Н. Горскина (1797-1876). Многие возвращения из ссылки активно
включался в культурное преобразование страны.
Горсткину после неудавшегося восстание определили ссылку в Вятке. Под бдительным надзором местного начальства он пробыл около года, а в июле 1827 года ему высочайше разрешалось переехать в с. Голодяевку Чембарского уезда. С января 1826 года ему разрешалось посещать Чембар, а затем и Пензу.
После уездной чембарской глуши Пенза Горсткину показалась солидным культурным центром целой губернии. Хотелось, правда, устроиться на государственную службу, но месте власти не получили на сей счет соответствующего предписания. Тогда Ивану Николаевичу пришлось заняться театральной деятельностью. На купленной у Гладкова части усадьбы он в 1836 году отстроил здание, в котором открыл театр, имевший 3 яруса лож, галерею и довольно вместительный партер. На потолке висела люстра.
В качестве актеров здесь выступал любительский коллектив, состоящий из горожан, представлялась сцена и приезжим труппам. Горсткина меньше всего интересовала коммерческая сторона дела, как было у прежнего хозяина. Любительские благотворительные постановки не давали прибыли, зато привлекали сюда многочисленную публику. Для

Горсткина не было большей отрады, чем эта просветительская деятельность. Лучшими исполнителями ролей считались сам Горсткин, Софья Алексеевна Панчулидзева, Сергей Маркелович Загоскин. Известно о постановке здесь А.С. Грибоедова" Горе от ума ". Умер Загоскин в 1876 году.
В рассматриваемый период популярностью у пензенцев пользовался симфонический оркестр губернатора Александра Алексеевича Панчулидзева, состоявший из способных крепостных музыкантов и дворян. С игры этого оркестра начинались заканчивались представления в театре Гладковых, а позднее — Горсткина. Регулярные концерты давались в бельэтаже казенного губернаторского дома..
"Театр - это кафедра, с корой много добра можно сказать людям", - так оценивал возможности театрального искусства Н.В. Гоголь. В первой половине 19 века Пенза слыла городом театральным. Традиция эта продолжалась в конце 19-начале 20 столетия. Сюда на гастроли приезжали лучшие театральные труппы: Докучаева, Клименского, ИльешеваЛебедева. Пенза театральная 70-80-х годов живо предстает в книге воспоминаний известного писателя и журналиста В.А. Гиляровского "Мои скитания". Гиляровский в течение трех сезонов ~1878-1881) работал в театре Горсткина под псевдонимом В.А. Сологуб вместе с крупнейшим актером и режиссером В.П. Долматовым. Он написал здесь несколько пьес. "Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в горе, ни в радости я не забывал "нашу" Пензу, где провел лучшие годы, среди прекрасных доброжелательных людей, воодушевлявших меня в тяжелые минуты и радовавшихся за меня при неудачах", - писал он в "Пензенских губернских ведомостях" 3 марта 1903 года.
' Важным этапом развития драматического искусства явилось создание Народного театра, у истоков которого находились театралы Д.С.Волков, С.С.Калашников, А.А. Косминский, В.Е. Благослов. Этот небольшой кружок интеллигентов задался целью нести культуру в народные массы, давать спектакли на открытой сцене., По аналогии с этим театром, возникли драматические кружки в Кузнецке, Городище, Чембаре. Вначале представления давались на одной из площадок "Верхнего гулянья".
'Первый спектакль на открытой сцене состоялся 15 мая 1896 года: ставилась пьеса А.Н. Островского "Бедность не порок", а 9 июля - комедия того же автора "На бойком месте" и "В чужом пиру похмелье". В последующие месяцы поставлены 20 пьес, из них — 16 отчетных, 3 бенефисных и один в пользу общественной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова. В следующий год кол-во спектаклей возросло до 35, а посещение зрителей составило 56 000. Кружком ставились "Женитьба" и "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Лес", "Волки и овцы", "Бесприданница"

А.Н.Островского, "Недоросль" Д.И. Фонвизина, инсценированный роман "Хижина дяди Тома" американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, "Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина, "Дядя Ваня" А.П. Чехова и др. В актерской любительской труппе работало 2 профессиональных актера (Виноградский, Расатов). В 1897 году коллектив утвердил режиссером Касатова. Во главе кружка стоял Совет, имелся также художественный комитет, отбиравший репертуар и утверждавший актеров на роли. При кружке работал хор из 60 человек. По приглашению руководителей дебютировала оперная труппа Московского оперного товарищества под управлением Н.Д. Славина. На подмостках театра начинали сценическую карьеру: В.Э.Мейерхольд, Я.В.Орлов-Чужбинин, Е.М.Мундт и др. Большая тяга пензенцев к театральной культуре может быть выражена в цифрах: с 1896 по 1912 г. театр посетило более 1 млн. зрителей.
В начале 1904 года в Пензу приезжал писатель А.М.Горький, написавший к этому году пьесы "Мещане", "На дне", "Дачники". Он встречался с учеными, художниками, актерами города. 10 февраля 1902 года режиссер Ф. Строганов ставил инсценированный роман "Фома Гордеев", а 7 января 1903 года в постановке того же режиссера состоялась премьера "Мещан". 17 октября этого же года пьесу "На дне" поставил известный гастролер, трагик Павел Орленев, прекрасно выступивший в роли Актера. Местная газета отмечала талантливую игру Жвирбис (Настя), Гедине (Барон), Печорина (Лука). Весной следующего года "На дне " шла в постановке замечательного режиссера и актера Н. СобольщиковаСамарина. С большим успехом пьесы Горького "На дне", "Дачники", "Варвары", "Дети солнца" шли в годы первой русской революции. Последняя пьеса, поставленная весной 1906 года Олигиным с участием будущего мхатовца М. Тарханова, особенно остро воспринималась зрителями. Драматические произведения пролетарского писателя не сходили из репертуаров театра и в последующие годы.
Пензенские театралы восторженно встречали выдающихся актеров, гастролировавших в Пензе: Ф.П. Горева, М.Г. Кавину, Г.Н. Федотову, братьев Роберта и Рафаила Адельгеймов, Я.Р. Орлова-Чужбинина и др. Всего 5 дней гастролировала В.М. Комиссаржевская, но надолго запомнилась зрителям своими страстными выступлениями.
Выдающаяся драматическая актриса Г.Н. Федотова (1846-1925) основную работу в Малом театре сочетала с гастрольными поездками по провинциальным городам. В конце января 1896 года Гликерия Николаевна побывала в Пензе, что явилось примечательным событием в культурной жизни города. Она планировала дать здесь 4 гастрольных спектакля. 24 января актриса в пьесе А.И. Сумбатова-Южина "Пепи" выступала в роли Волынцевой. Успех был потрясающий. Восторженной статьей об ее исполнении откликнулись "Пензенские ведомости". Взволнованная пониманием публики и теплым приемом, Федотова осталась в городе еще более чем на 10 дней, выступив еще в 7 спектаклях.
Хотя Пенза и относилась к театральным городам, но хорошего театрального помещения в ней не было. С годами этот недостаток все больше давал о себе знать. В 1910 году общественность страны готовилась отметить 50-летний юбилей отмены крепостного права.. С этой целью в Пензе планировалось открыть памятник реформатору Александру 11. Пензенская же городская дума на своем заседании от 15 июня 1910 года вынесла решение о постройке Народного дома. Был объявлен конкурс на лучший проект.
Специальная комиссия предпочтение отдала архитектурным задумкам А.Е. Яковлева. Строился Народный дом на средства города и частично на деньги, собранные по подписке среди населения. 19 февраля 1911 года состоялась закладка здания. К 1917 году строительство Народного дома закончилось. 6 марта следующего года здесь уже проходило собрание солдат и офицеров, на котором избрали Совет солдатских и офицерских депутатов Пензенского гарнизона, Дальнейшая деятельность Народного дома (драматического театра) будет происходить в условиях нового общественного строя при Советской власти.



В.Э. Мейерхольд - один из крупнейших мастеров отечественного и
мирового театра


В городе с богатыми театральными традициями появился и такой могучий талант, как В.Э. Мейерхольд. Детские, отроческие и юношеские годы, составившие пензенский период его жизни, сыграли важную роль в восхождении на театральный Олимп.
Родился будущий режиссер 10 февраля 1874 года в богатой и
культурной семье предпринимателя, где восторженно относились к театру,
не просто знали актеров в лицо, но и дружили со многими из них. Отец его - выходец из Германии, а мать - рижская немка. До принятия православия в 1895 году юный Мейерхольд, согласно лютеранскому обряду, носил три имени - Карл Теодор Кизимир. Жизнь тогдашней провинциальной Пензы отличалась от сегодняшней - больше было свободы в общении горожан. Здесь еще сохранялся старинный русский быт.


Маленький Карлуша вместе со своими сверстниками ловил рыбу в Суре, катался на лодках, любил всматриваться в лица базарных завсегдатаев, посещать странствующие балаганы и цирки. Длинными зимними вечерами в доме Мейерхольдов разыгрывались домашние театральные сценки. Уже шести-семилетнего мальчика мать, Альвина Даниловна, брала в свою ложу на спектакли. После таких просмотров он пытался сам воспроизводить перед зеркалом увиденное. Кроме увлечения театром, у него появились способности в игре на фортепьяно, а позже и на скрипке. Ну и, конечно, книги и журналы, которыми юноша зачитывался допоздна. Годы учебы во 2-й Пензенской гимназии затянулись для Мейерхольда - вместо 8 он проучился 11 дней.
14 февраля 1892 года печатные афиши, расклеенные на улица Пензы, извещали о представлении пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума" в частном доме Е.П. Медведевой. Карл Мейерхольд играл Репетилова и, кроме того, был помощником режиссера. Среди исполнителей значились 2 гимназистки старших классов, сестры Мунт: Оля (в роли Софьи) и Катя ( в роли Лизы). К Ольге у Мейерхольда возникнут сильные нежные чувства. Он обвенчался с ней 17 апреля 1896 года.
Спектакль шел с большим успехом. Об этом говорится в рецензии, помещенной в "Пензенских губернских ведомостях". В гимназические годы Мейерхольд играл еще Луку в водевиле А.П. Чехова "Медведь". Кавалера в бытовой комедии "Помолвка в Галерной гавани". Захара Захаровича в пьесе А.Н. Островского "В чужом пиру похмелье". Кутейкина в "Недоросли" Д.И. Фонвизина, поставленного в гимназии к 100-летию со дня смерти драматурга.
Июнь 1895 года. Наконец-то закончена гимназия. Всеволод Мейерхольд стремиться в Москву - поступает в университет на юридическое отделение. Однако, приехав 30 августа в Белокаменную, он идет не в канцелярию университета, а стремится в кассу Малого театра. С первых дней жизни в столице он с головой окунулся в театр. Жизнь, посещая Малый театр, оперные - Большой, Никитинский и Солодовниковский, театр Корша и театр "Скоморох", знакомится с известными актерами и режиссерами. Страсть к театру перерабатывала сознание необходимости учебы в университете. Приехав следующим летом в Пензу на каникулы, он полностью отдается спектаклям: играет Кочкарева в "Женитьбе" Н.В. Гоголя, Расположенского и Аркашу Счастливцева в пьесах А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся" и "Лес". Большой успех на сцене Народного театра укрепили решение уйти из высшего учебного заведения и полностью отдаться любимому детищу-театру.

В сентябре 1896 года Мейерхольд поступает в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, сразу на второй курс, где становится одним из самых старательных и трудолюбивых. Второе каникулярное время Мейерхольд снова проводит в Пензе и снова связывает себя с Народным театром, популярность которого неизмеримо выросла. Играемые здесь спектакли стали освещаться местной прессой. Много похвальных слов в рецензиях адресовалось Мейерхольду. Он повторил свои прошлогодние роли в "Женитьбе" и "Лесе" и мастерски сыграл Афоню в пьесе А.Н. Островского "Не так живи, как хочется". Игра на сцене Народного театра явилось серьезной подготовкой к выпускным экзаменам в филармонии. "Мы заметили, - пишет рецензент, - что в первый момент появления Афони на сцене в простой публике раздались смешки. Она не понимала Афони. Но через несколько минут мы видим, как превосходная игра г. Мейерхольда заставила тех же самых зрителей с широко раскрытыми глазами, с прерывающимся дыханием следить за каждым жестом Афони и каждым движением. Так сильно действовать на зрителя может только очень крупный талант."
Последний учебный год для Мейерхольда был, пожалуй, самым напряженным. Об этом можно судить по записным книжкам. Заносить в них все самое важное стало для него постоянной потребностью. Выпускные роли были сыграны блестяще. Особенно удался Иван Грозный в "Василисе Мелентьевой", на что обратил внимание сам Станиславский, похваливший актера после окончания спектакля. Из всего выпуска самыми талантливыми учениками, удостоенными серебряных медалей и годового балла с плюсом, оказались О.Л. Книппер и В.Э. Мейерхольд.
В апреле 1889 года выпускник музыкально - драматического училища едет в родную Пензу, чтобы отдохнуть перед началом своего профессионального сезона в Москве во вновь созданном "Театре Алексеева и Немировича". Репетиции по плану должны были начаться в середине июня. Всеволод Эмильевич не жалел себя, пробуя играть самые различные роли. Его знания и способности отметил руководитель филармонического училища В.И. Немирович — Данченко, приехавший в новый театр. Однако мечты о настоящем отдыхе в Пензе не сбылись. На квартире матери, Альвины Даниловны, полицейские сделали обыск — они искали компроментирую щие актера вещественные доказательства, подтверждающие связь с поднадзорным А.М. Ремизовым, сосланным по политическому делу в Пензу, в будущем самобытным русским писателем, эмигрировавшим, в годы Советской власти за границу. И связи были, и нелегальная литература была, и мимеограф для размножения листовок имелся. К счастью, полицейские ничего этого не обнаружили. Оставались только косвенные улики, по которым его вызывали на допрос в жандармское управление.

Пора было снова ехать в Москву. Уверенный в своем будущем успехе, подтянутый, бодрый, 24-летний Всеволод Эмильевич — в вагоне третьего класса, вглядываясь в деревянные домики, сгрудившиеся вдоль насыпи, мысленно прощается с провинциальной Пензой, где прошли 22 незабвенных года. Здесь он родился, закалял свой характер, встречался с самобытными пензенскими личностями. И.Г. Эренбург в мемуарах писал, что Мейерхольд, работая над "Ревизором" часто вспоминал Пензу гимназических лет. Здесь он познавал азы театрального
искусства и встретил свою первую любовь. Пензенский период — пора
смелых мечтаний и творческих задумок. Впереди трудное и долгожданное
счастье их воплощения в жизнь.
В Пензу он приедет на гастроли уже признанным мастером в качестве руководителя актерского товарищества "Новой драмы". Шел август 1904 года. До этого он 4 сезона играл в Московском Художественном театре под руководством Станиславского. Репертуар театра Мейерхольда включал пьесы Чехова, Ибсена, Гауптмана и др. признанных драматургов. Гастроли проходили на сцене Летнего Народного театра. Первой шла пьеса Ибсена "Привидения". В роли Освальда выступал сам Мейерхольд. Пензенцы сразу же выделили талантливую игру своего земляка, награждая бурными аплодисментами. С большим успехом, в переполненном Летнем театре шли "Чайка", "Дядя Ваня" Чехова и "Праздник примирения" немецкого драматурга Гауптмана.
Это было последнее посещение Пензы. Но земляки не расстались с ним. Память о нем жива у истинных любителей театральной культуры. Всеволод Эмильевич продолжает жить в бережно отреставрированном "Домике Мейерхольда" - Музее сценического искусства.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1 8 74-1940) является одним из крупнейших мастеров отечественного и мирового театра. Сценическое искусство двадцатого века испытало плодотворное влияние его творческих поисков в области режиссуры. Творческое осмысление народных театров культуры России, Италии, Испании, стран Востока, стремление отразить на сцене духовную революцию времени позволили В.Э. Мейерхольду в своей режиссерской практике, теоретических трудах и педагогической деятельности воплотить свой взгляд на театр как на искусство, способное выразить глубокое, социально значительное содержание в яркой, самобытной, постоянно обновляющейся форме. Во имя этого мастер не боялся нарушения общепринятых сценических канонов. Его талант, сориентированный на поиск нового в искусстве, его необычные постановки и оригинальные идеи вызывали острые столкновения мнений и при жизни В.Э. Мейерхольда, и спустя годы после его трагической гибели в сталинских застенках. Истоки духовной жизни

и мировоззрения, выбор пути в мир театра были для В.Э Мейерхольда связаны с Пензой, где мальчиком он встретился с искусством, которому отдал всего себя.
Илья Яковлевич Судаков. Жизнь в труде и борьбе.


Народный артист РСФСР, режиссер Илья Яковлевич Судаков родился в 1890 году в селе Каменского района. Его жизнь трагическая и прекрасная, всегда была наполнена борьбой. Илья Яковлевич был активным участником революционного движения в Пензе, за что и отправился в ссылку в Сибирь на 5 долгих лет. А после Октябрьской революции, наконец, осуществил свою давнюю мечту - поступил в школу-студию при Художественном театре в Москве. Вскоре Судаков становится правой рукой Станиславского и Немировича - Данченко.


Фигура Ильи Яковлевича Судакова, его роль в истории русского театра до сих пор не оценена по достоинству. Имя его осталось почти неизвестным, скрылось в тени 2-х величайших режиссеров современности. Один за другим возникли спектакли, созданные то Станиславским„то Немировичем — Данченко, и мало кто знает сегодня, что многодневная работа над ними часто ложилась на плечи Судакова. И все же Илья Яковлевич успевал выпускать собственные спектакли. "Дни Турбиных" Булгакова, "Горячее сердце" Островского, "Варвары" Горького... В 1957 году И.Я.Судаков ставит в Московском драматическом театре свой последний спектакль "Все мы сыновья". Сразу после этой работы начинаются 17 лет тяжелой болезни. Уже парализованный, он пишет книгу о своей жизни и о людях, окружавших его.
Гастроли Малого театра в Пензе в 1994 году для актера Александра Коршунова оказались необычными. Улучив свободный день, он впервые побывал на родине своего деда Ильи Яковлевича Судакова — режиссера, соратника Станиславского и Немировича-Данченко, подвижника театрального дела.
Последний приезд Александра в Пензу для участия в спектакле "Волки
и овцы" был коротким, но он успел побродить по городу.
- В Пензе мне всегда хорошо и покойно, — рассказывал Александр.
— Я недавно перечитывал книгу деда и, бродя по городу, узнавал места,
о которых он писал.
Илья Яковлевич уже в конце жизни написал (а вернее, надиктовал, поскольку был тяжело болен) книгу "Моя жизнь в труде и борьбе". Она не

опубликована, лишь фрагменты ее печатались в журнале "Волга".
Рукопись храниться в семье.
Творчество М.Ю. Лермонтова на театральной сцене Пензы


История постановки драматургических произведений М.Ю.Лермонтова на нашей сцене - давняя, непрерывная и очень интересная. Она вошла значительным вкладом и золотой странницей в летопись почти двухсотлетней творческой жизни Пензенского драматического театра.
Постановка лермонтовских пьес на пензенской сцене началась в прошлом веке с его главного и самого совершенного драматургического произведения "Маскарад". Кстати, сама история создания пьесы была драматична и мучительна для Михаила Юрьевича, страстно желавшего видеть "Маскарад" на театральной сцене.
Лермонтов так и не увидел "Маскарада" на сцене. На экземпляре "Маскарада", предоставленном цензору Ольдекоту, он начертал "высочайшее запрещение". Бекендорф же высказал предположение: переделать пьесу в сторону благополучного разрешения конфликта между "господином и госпожой Арбениными". Лермонтов сделал уступку цензуре, но пьеса разрешена не была. Вновь делает некоторые изменениявсе напрасно. В течение 1836 года он опять - в третий раз - переделывает пьесу и вновь представляет в цензуру под названием "Арбенин". На этот раз цензор дал благосклонный отзыв.
Однако и на этот раз пьеса была запрещена. И это было закономерно, так как при всех сюжетных переделках драмы Лермонтов не сдал своих идейно-нравственных позиций, не убрал самого главного "двигателя" общественных интриг в великосветском обществе — его лицемерия и порочности, лжи и обмана. И очень понятно, что царская цензура всемерно старалась помешать проникновению его вредных "гнусностей" на сцену столицы и, само собой, на сцены губернской провинции...
Лишь в 1852 году в бенефис М. Вальберковой, для которой пьеса была предназначена почти 20 лет назад, она наконец была показана на сцене Александринского театра! Но... цензура ничего не оставила в ней авторского, кроме интриги, связывающей героев, темы арбенинской ревности и мести. Маскарад жизни, обличительные монологи главного героя, гневные строки автора против современного ему притворного общества - все это было из "Маскарада" выброшено. Зато появилась совсем новая, неожиданная для этой пьесы ремарка и "вымученная" фраза Арбенина. Убедившись в смерти Нины, герой закалывает себя кинжалом,

восклицая: "Умри ж и ты, злодей!" При этих "отчаянно-мелодраматических" словах падал занавес, представление кончалось... Очевидно, нужно предполагать, что первый исполнитель роли Арбенина В. Каратыгин очень эффектно произносил фразу под занавес, но, к сожалению, эта "пьеса" ничего общего с лермонтовским "Маскарадом" не имела, кроме, разве, названия и имен действующих лиц.
Более или менее полностью пса впервые была поставлена в 1862 году на сцене Московского Малого театра по инициативе великого русского актера М.Щепкина, и с этого времени прочно вошла в репертуар русского, а после Октябрьской революции — особенно масштабно в интересные сценические воплощения советского театра.
А на провинциальной сцене "Маскарад" был "разрешен к представлению" значительно позже и все еще с цензорскими купюрами в разоблачительных монологах Арбенина. Так, в Пензе премьера спектакля состоялась только в 1893 году.
Пензенцы давно и с нетерпением ждали постановки на своей сцене лермонтовской драмы в стихах, с которой они были знакомы лишь в прочтении. И вот в начале сезона 1893 — 94 годов постановка "Маскарада" разрешена пензенской цензурой и ... полицмейстером и осуществлена известным провинциальным артистом В.И. Ленским. Он же играл и роль Арбенина, исполнителями Нины и Неизвестного были лучшие актеры пензенской труппы Дунаева и Аркадин. Спектакль прошел с большим успехом, зрители горячо приняли и постановку, и особенно, исполнителей центральных ролей. Весьма выразительным было исполнение роли Арбенина Ленским — очень популярным актером провинции, несколько лет отдавшим театральной Пензе. Это был артист разнохарактерный и очень эмоциональный, глубоко психологического наполнения. Но нужно заметить главное: в режиссерской трактовке пьесы Лермонтова и в актерских подходах и раскрытии образов "Маскарада" в те дореволюционные годы преобладали мелодраматические тона. Эта постановочная традиция диктовалась столичной сценой и одобрялась цензурой. Общественная, социально - разоблачительная основа пьесы уходила на задний план, затушевывалась бытовой, семейной темой: страстная любовь, измена, ревность, отравление...
В этом плане "Маскарад" игрался на пензенской сцене, поставленный в ноябре 1903 года крупнейшим трагиком - гастролером России - Мамонтом Дальским. Этот "русский Кин", "русский Сальвини", прозванный так после того, как о его таланте отозвался недвусмысленно великий итальянский трагик — "зачем вам, русским, Сальвини, когда у вас есть Дальский", — блестяще, очень эмоционально, глубоко играл Арбенина (в роли Нины преуспела одаренная актриса, уроженка Пензы, К.

Миганович). "Пензенские губернские новости" писали после спектакля: "Артист показал всю силу и выразительность своего исполнения, чтобы рельефно передать охватившую Арбенина ревность. Огромный нервный подъем невольно заставил вспомнить Дальского-Отелло..." Как видно, и этот замечательный артист сводил всю сущность образа Арбенина к мелодраматическим страстям, к бешеным эмоциональным всплескам мужа-ревнивца, не трогая социально-разоблачительных побуждений своего героя.
Только советский театр сумел раскрыть в пьесе М.Ю. Лермонтова всю ее социально-общественную глубину, сатирически разоблачить порочность и лживую, прикрытую маской лицемерия, жизнь аристократии. Театр вместе с автором сорвал с великосветского общества маскарадную личину добродетели.
До Октябрьской революции "Маскарад" ставился на пензенской сцене после цензурного "дозволения" 7 раз. В советское время его герои в свете пензенской рампы множество раз — в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е и 60-е годы - в постановке крупных режиссеров страны, среди них были и такие, как Слонов, Канин, Собольщиков - Самарин, Балиев, Брилль и др.
В 50-е годы театр обратился и к юношеской драматургии М.Ю.Лермонтова. На сей раз этапными для пензенцев стали "Испанцы" и "Странный человек".
В 1955 году театр поставил пятиактную трагедию в стихах "Испанцы", которая имела очень небольшую сценическую историю, потому что считалась всегда только "пьесой для чтения". Но на пензенской сцене этот лермонтовский спектакль стал значительным художественным явлением и ярким произведением театрального искусства. Режиссер Н. Верминский, художник Г. Епишин, артисты-П.Кирсанов, Н.Смирнов, Л.Лозицкая, Д.Доля, З.Семенова - исполнители главных ролей - глубоко и очень удачно "коснулись струн лермонтовской трагедии", и в страстных сценах, монологах героев зазвучали мысли и чувства самого Лермонтова. "Испанцы" долго входили в репертуар театра, украшая пензенский и гастрольный классический репертуар нашего театрального коллектива.
Продолжая свой творческий поиск в области лермонтовской драматургии, Пензенский театр к 150-летию со дня рождения великого поэта-земляка осуществил постановку его третьей юношеской драмы "Странный человек", которая еще не имела никогда сценической жизни. Можно смело сказать, что работа над этой пьесой была очень удачной, значительной и многое дала коллективу театра в понимании Лермонтова-драматурга и его времени.
Главное, в спектакле правдиво, эмоционально, стремительно развертывались все драматические перипетии пьесы, обострялось столкновение юноши-поэта Владимира Арбенина (это сам Лермонтов-юноша со своими мыслями и идеалами! ) с лживым, порочным миром светско-чиновного общества. Эту.роль проникновенно исполнял артист Э. Соловьян. В группе противостоящих Владимиру персонажей выделялся своей наполненностью и контрастностью образ княжны Софью в исполнении Л.Лозицкой. Незабываемым был и народный артист РСФСР П. Кирсанов в роли Мужика, олицетворяющего бесправие и забитость крепостного крестьянина. Запомнились массовые сцены спектакля. Очень выразительны были декорации художника Г. Епишина, зримо, образно отражавшие исторический фон лермонтовской драмы.
Творческие достоинства этого спектакля ярко свидетельствовали о
профессиональной зрелости и творческой смелости коллектива и, конечно,
режиссера-постановщика Ю. Гранатова.
Это доказали и московские гастроли, которые состоялись в лермонтовские юбилейные дни по приглашению Министерства культуры СССР. На сцене Кремлевского театра спектакль "Странный человек" был показан трижды. Перед началом первого спектакля со вступительным словом выступил И.Андроников (лермонтовед), рассказавший зрителям столицы о драматургии Лермонтова и о том, что земляки великого поэта бережно чтят его память, а Пензенский театр неизменно и постоянно воссоздает его драматургические образы на своей сцене.


Театр и кино


Разнообразие творческих исканий, направленных на сценическое воплощение идей преобразования общества и человека — отличительная черта театра первых послеоктябрьских лет. Деятели культуры боролись за новый театр, за приближение его к широким народным массам. Каков он будет, новый театр? Скажутся ли в нем традиции дореволюционных лет? Не все получалось с первых шагов на этом пути. Очень много было наивно-тенденциозного, упрощенного, имевшего явно агитационно-пропагандистский характер, но и они помогали решать главную задачу-открыть двери театра и для новой публики - рабочих, крестьян, солдат.
В.Э. Мейерхольд, вступивший в 1918 году в ряды РКП(б), с
присущим ему энтузиазмом принялся за создание спектаклей, отвечающих
духу времени. Руководил он труппами в театрах Революции и имени Мейерхольда. Его режиссерская программа заключалась в стремлении соединить революционную направленность театра с яркой зрелищностью, с остротой средств сценической выразительности. Он был первым постановщиком пьес В. Вишневского "Последний решительный", "Мандат" Н. Эрдмана, "Выстрел" А. Безыменского, "Мистерия - буфф", "Клоп" и "Баня" В. Маяковского.
Стремление по-новому прочесть отечественную классическую драматургию руководило Мейерхольдом при постановке пьес А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. За заслуги в области театрального искусства В.Э.Мейрхольду в 1923 году присвоено звание народного артиста РСФСР. Значительный вклад режиссера в развитие отечественной драматургии не оградил от репрессий 30-х годов. Мейерхольдовский театр закрыли, а сам Всеволод Эмильевич арестован и погиб в сталинских застенках в 1940 году.
Заметной фигурой в советском театре был наш земляк И.Я. Судаков. "Умный, горячий, талантливый режиссер", - отзывался о нем Л.М. Леонов. Основания для такой оценки у писателя были, так как Илья Яковлевич ставил его пьесу "Нашествие" в Малом театре. Судаков прожил интересную творческую жизнь. Родился он в с. Ростовке Каменского рна, в крестьянской семье. В 1890 году отцу удалось определить смышленого мальчика в Пензу. Здесь, увлекшийся театральным искусством, Илья Судаков, с согласия руководства, ставит в 1906 году пьесу А.Н. Островского "Бедность не порок". Через год им же поставлена пьеса "Доходное место". Любовь к театру привела Судакова к самому Константину Сергеевичу Станиславскому, с помощью которого бывший семинарист поступает в школу МХАТ, в класс к Массалитинову. Илья Яковлевич целиком посвящает себя театру.
В первые годы Советской власти Судаков становится актером 2-ой студии Художественного театра. Его партнерами в постановке пьесы А.М. Горького "На дне" выступали Станиславский и Началов. Вскоре Судаков становится одним из руководителей студии МХАТ. Известность его как режиссера быстро растет. Народный артист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Судаков осуществляет постановки, получившие высокую оценку в кругах театральной общественности. В их число вошли этапные произведения русских советских и зарубежных драматургов: "Дни Турбинных" М.А. Булгакова (1926), "Платон Кречет" А.Е. Корнейчука (1935), "Уриель Акоста" К. Гуцкова (1940), "Нашествие" Л.М. Леонова (1943). Илья Яковлевич известен и как ученый — педагог, с 1941 года работавший профессором ГИТИСА. Свой творческий опыт он обобщил позже в работе "Основные элементы актерского мастерства", изданной в 30-е годы не только в СССР, но и в Англии и в Китае. В
последние годы режиссер работал над книгой "Моя жизнь в труде и
борьбе".
В развитии культуры Пензенского края в советские годы важное место принадлежало драматическому театру. В 1918 году театров было 4: Свободный, Гарнизонный, Летний и Театр пролеткульта. В этом же году открылась Пензенская государственная студия драматического искусства. Готовя кадры инструкторов-преподавателей социалистического искусства, студия ставила перед собой задачу создания пролетарского театра. На день организации — 26 декабря - 1918 года в ней насчитывалось 119 человек курсантов, с которыми работали 14 актеров-профессионалов. Курсанты и преподаватели студии выступали на концертах, митингах, в декламации и импровизации на революционные темы, давали показательные спектакли как в Пензе, так и в Инсаре, Мокшане и др. уездных центрах.
Драматические студии имелись также в Саранске, Инсаре, Нижнем
Ломове.
С первых лет Советской власти развитие театрального дела связано с деятельностью талантливого режиссера и актера П.П. Струйского, сумевшего сплотить вокруг себя способную творческую молодежь. 29 октября 1920 года губисполком принял постановление о присвоении Пензенскому театру (Народный дом) имени А.В. Луначарского. В 20-е годы здесь шли его пьесы "Канцлер и слесарь", "Яд", "Королевский брадобрей", "Медвежья свадьба". Сами пьесы в художественном отношении оказались слабыми и не имели большого успеха у зрителей. Гораздо успешнее шли в драматическом театре пьесы А.М. Горького "Васса Железнова", "Мещане", "На дне". Успеху способствовала и талантливая игра артистов Муратова, Горской, Зениной. Горьковские пьесы не исчезали из репертуара театра и в 30-е годы.
Запоминающимся событием в театральной жизни стала постановка пьесы "Егор Булычов и другие", поставленная ленинградским актером и режиссером Н. Симоновым, ставшим впоследствии народным артистом СССР. Среди исполнителей пензенцы увидели Ю. Голубеева и В. Меркулова. В1936 году "Егора Булычова..." поставил главный режиссер театра В. Вольмар.
Репертуар театра в 20-е годы был разнообразным. В 1920 году здесь шли 22 пьесы, среди которых выделялись произведения Горького, Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова, "Стенька Разин" Каменского, "Спартак" (по роману Джованьоли ), "Взятие Бастилии" Р. Роллана.
К концу 1930-х годов в Пензенском театре сложилась талантливая
труппа, решавшая сложные сценические задачи, которые ставили
режиссер В. Вольмар и Е. Белов. Много восторженных отзывов выпало на долю спектаклей "Волки и овцы" и "Последняя жертва" Островского, "Любовь Яровая" Тренева, "Партюф" Мольера, "Овод" (по роману Войнич), "Земля" Вирты, "Как закалялась сталь" (инсценировка И. Судакова по роману Н. Островского).
Свыше 40 спектаклей поставил театр в годы ВОВ. Репертуар в основном состоял из пьес современных советских авторов с героической темой и острыми сюжетными конфликтами: "Оптимистическая трагедия", "Дым Отечества", "Парень из нашего города", "Полководец Суворов".
В первое послевоенное десятилетие достижения театра связывались с разработкой революционной темы. На сцене в эти годы шли "Незабываемый 1919-й" В. Вишневского, "В мятежный год" В. Кирюшкина, "Третья патетическая" Н. Подина, "Семья" И. Попова.
Большой резонанс у зрителей Москвы и Пензы вызвала постановка пьесы В.Г. Белинского "Дмитрий Калинин" в 1957 году. Ни один театр до сих пор не ставил этого произведения . Коллектив труппы работал с большим увлечением над постановкой пьесы своего великого земляка.
Работа Пензенского драматического театра в 70-е годы связана, прежде всего, с его главным режиссером, народным артистом РСФСР С.М. Рейнгольдом. Репертуар характеризовался широтой и большим разнообразием. В июле 1979 года на большом творческом подъеме театральный коллектив выступал в Москве, на сцене театра им. А.С. Пушкина. То была 4-ая поездка в столицу. Семь спектаклей входили в гастрольную афишу - "Тихий Дон" М. Шолохова, "Берег" Ю. Бондарева, "Святая святых" И. Друцэ, "Характеры" В. Шукшина, "Главный разговор-завтра" В. Сидоренко, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Островского, "Флора тот" Ш. Броди. Спектакли "Тихий Дон", "Не было гроша..." были отмечены премиями Министерства культуры СССР, а театр награжден грамотами ЦК профсоюза, Министерства культуры РСФСР, Моссовета. Диплома первой степени фестиваля венгерской драматургии удостоен спектакль "Флора тот". Удача сопутствовала спектаклю "Святая святых" И. Друце. Он награжден Дипломом первой степени на Всесоюзном фестивале драматургии народов СССР.
С именем С.М. Рейнгольда связаны плодотворные контакты театра с местными драматургами. В результате совместной работы ставились пьесы "Главный разговор — завтра" В. Сидоренко, "Несколько майских дней" В.Садчикова, "Лермонтов" В. Налобина. Долгие годы коллектив Пензенского театра сотрудничал с театром Иркаи венгерского города Бекешчаба: венгерские режиссеры ставили спектакли в Пензе, а пензенские — в Бекешчаба.

КИНОИСКУССТВО


Двадцатый век выдвинул в число массовых и действенных новый вид искусства — кино. У него единственного есть день рождения - 28 декабря 1895 года, когда в Париже братья Луи и Огюст Люмьеры продемонстрировали удивленной публике свой первый фильм. Первые их программы состояли из коротеньких документальных и видовых фильмов и комических сценок. Техника съемок не отличалась особой сложностью.
Развитие кинематографа шло быстрыми темпами. Из Франции новое
искусство в какие-то месяцы перешагнуло в Италию, Россию, США.
Первый сеанс люмьеровских картин в Петербурге, в саду "Аквариум" и в Москве, в театре оперетты "Эрмитаж" состоялись в мае 1896 года. В Пензе кино демонстрировались впервые 4 декабря 1896 года в театре Вышеславцева. Начало нового века ознаменовалось бурным ростом выпуска самых разнообразных фильмов. В 1916 году было снято 500 фильмов. Киноискусство с самого зарождения стало самым доходчивым и популярным.
В разных губернских городах страны создавались фотокиносекции. Была такая секция и в Пензе. В ней имелось "12 волшебных фонарей", работающих по всей губернии, 12000 диапозитов и два киноаппарата "Кок", один из них — детский передвижной, а второй — передвижной для широких мест. В ведении секции находилось 84 фильма, предназначенных исключительно для показа в уездах. Члены секции всячески пропагандировали необычное искусство, выезжая с киноаппаратурой в сельскую местность, выступали с лекциями о кино.
Фильмы сразу пришлись по сердцу не только в городских кварталах, но и в глухих селах. В клубах, как правило, зачастую на просмотр фильмов ходили со своими стульями и лавками. Преобладала сначала молодежь, так как пожилые люди не считали клубы всерьез, а иные их называли "антихристскими сборищами".
Газетная заметка невольно обращает наше внимание в конец 70-х годов, когда 39 киностудий страны ежегодно стали выпускать 130 художественных фильмов, а киноклубы ежегодно посещают более 13 млн. человек. Усовершенствовались сами киноустановки, улучшилось культурное обслуживание населения. 21 сентября 1957 года Пенза включилась в сеть Центрального телевидения, а через 2 месяца Пензенский телецентр стал транслировать передачи цветного изображения.
В годы первой мировой войны 2 фильма создал В.Э. Мейерхольд: "Портрет Дориана Грея" и экранизацию "Сильного человека" Станислава Тиебышевского. В обеих картинах Мейерхольд сыграл роли — лорда Генри и поэта Гурского. Это были не единственные его выступления. В 1828 году он создал образ сенатора в фильме "Белый орел". Газета "Правда " тогда писала: "Сенатора играет Мейерхольд в очень тонкой, ироничной манере".
Пионерами советской кинематографии выступили, прежде всего,
Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Александр Довженко,
воссоздавшие в своих фильмах памятные страницы революционной эпохи.
С именем уроженца Пензы В.И. Пудовкина (1893 — 1953) связано становление первых советских кинолент. Высшее образование он получил, обучаясь на физико-математическом факультете Московского университета. Правда, юноша не успел сдать здесь выпускных экзаменов-помешала первая мировая война, начавшаяся в 1914 году. Его призывают с последнего курса в артиллерийские войска. На фронт Всеволод Илларионович,получив ранение,почти 3 года провел в немецком плену. Вернулся на родину в 1918 году, когда уже свершилась Октябрьская революция. Через 2 года 27-летний Пудовкин поступает в Первую государственную школу кинематографа (ныне ВГИК). Будучи учащимся киношколы, он участвовал в создании фильмов "Дни борьбы", "Голод...Голод...Голод" (1921) и сыграл роль большевика Андрея Краснова в фильме "Серп и молот", поставленном режиссером В.Гардиным. В этих и других фильмах он выступает в качестве сценариста, сорежиссера, актера, художника — декоратора, что впоследствии стало практической школой будущего мастера. Самостоятельная работа в качестве режиссера началась в 1925 году на "Межрабром — Русь", где им был поставлен двухчасовой шуточный фильм "Шахматная горячка" и научно — популярный фильм "Механика головного мозга". Уже в этих лентах, по утверждению его биографов, сформировался творческий почерк кинорежиссера.
Этапной не только для самого автора, но и для всей советской кинематографии, стала его экранизация в 1926 году романа М.Горького "Мать". Этот фильм вошел в классику советского о и мирового киноискусства. Восторженно встреченная зрителями,"Мать" еще долгое время шла в кинотеатрах страны, а в 1958 году объявлена в числе лучших десяти фильмов мира.
Новаторские поиски режиссера сказались и в лентах "Конец СанктПетербурга" (1927) и "Потолок Чингисхана" (1928). В 30-е и 40-е годы
Пудовкин обратился к героическому прошлому нашей страны, создав фильмы о выдающихся исторических деятелях. В 1939 году режиссер обращается к одной из трагических эпох жизни государства российского-"смутному времени", нашедшему отражение в фильме "Минин и Пожарский". Здесь показан свободолюбивый дух россиян, дружно поднявшихся под предводительством славных новгородских горожан Минина (играл А.А.Ханов) и Пожарского (играл В.Н.Ливанов) против польских поработителей (1584 - 1613). Патриотической теме был посвящен и другой фильм "Суворов", вошедший на экраны страны в первый суровый год Отечественной войны. Он не только напоминал о героической истории, но и мобилизоовывал патриотические чувства советских людей, вступивших в смертельную схватку с фашизмом. Тема воинского подвига нашла свое продолжение в замечательной ленте "Адмирал Нахимов" (1947).
Последней работой Всеволода Илларионовича оказалась кинокартина "Возвращение Василия Бортникова", снятая по роману Галины Николаевой "Жатва" (1953). Всеволод Пудовкин вошел в историю кино и как замечательный ученый — теоретик, автор научных трудов по кинематографии, изучаемых в разных киношколах и переведенных на многие языки.
Качественно новый этап в истории развития кино начался с применения технических приспособлений для звукозаписи. Звуковое кино появилось во 2-й половине 20-х годов в США, Германии, Советском Союзе. Первые в нашей стране звуковой фильм показан в Ленинграде, в октябре 1929 года. В Пензе первый кинотеатр "Олимп" открылся 19 февраля 1915 года, а демонстрация звуковых кинофильмов началась 25 апреля 1932 года. В театре "Октябрь" тогда демонстрировался фильм "Златые годы" (режиссер С.И.Юткевич), производивший огромное впечатление на пензенцев.
С появлением цветного изображения еще более увеличился зрелищный эффект. Интенсивное освоение света относится к середине 60-х годов. Одним из зачинателей цветного кино был пензенец Л.Н.Косматов (1901-1977). Еще в 1949 году совместно с Ю.М.Куном Леонид Васильевич как оператор (режиссер А.П.Довженко) снял фильм "Мичурин".
Специалисты относят эту ленту к крупным достижениям советского кинематографа. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Л.В.Косматов после окончания Государственного техникума кинематографии в 1927 году работал на киностудии "Межрабпром - Русь", Госвоенкино" и "Востоккино". С 1933 года его пригласили на одну из лучших киностудий страны "Мосфильм". Первые достижения оператора связаны с совместной

работой с режиссером Ю.Я.Райзманом и, прежде всего, с экранизацией в
1940 году шолоховского романа "Поднятая целина".
Больше всего ему пришлось работать с талантливым режиссером Г.Л.Рошалем. Их совместными фильмами стали "Зори Парижа" (1937), "Семья Оппенгейм" (1939), "Дело Артамоновых" (1941). Фильм "Вольница" был снят в 1956 году по повести земляка оператора Ф.В.Гладкова. Косматов был оператором кинотрилогии по роману эпопее А.Н.Толстого "Хождение по мукам" (1957- 1959).
Леонид Васильевич является автором одного из способов комбинированной киносъемки — метода рирпроекции. Всего им было снято 40 художественных, документальных, научно — популярных фильмов. Он известен и как автор книг и статей по теории и практике операторского искусства: "Операторское мастерство" (1962), "Первая книга по искусству оператора Композиция и свет в фильме" (1966-совместно с Т.Тер - Гевондян), "Свет в интерьере" (19973) и др. Долгие годы преподавал во ВГИКе, а с 19950 года — в качестве профессора.
По всей стране строились специальные театры для демонстрации фильмов. В городах Пензенской области интенсивное развитие киносети началось с конца 50-х годов. Именно в эти годы стали появляться кинотеатры в Кузнецке, Сердобске, Никольске, Каменке, в др. районных центрах области. Для показа фильмов используются Дворцы культуры и клубы. 27 декабря 1958 года в кинотеатре "Октябрь" пензенские зрители смотрели экранам фильм "Капитанскую дочку", поставленную по повести А.С.Пушкина. В связи с новшевством в кинематографическом искусстве, изменился сам кинозал - экран расширился на 4.5 метра, монтировалась более сложная звуковая установка. Продолжая совершенствоваться, кино, как вид искусства, и по сей день остается самым любимым и массовым.

Музей истории и культуры Пензенского края

Hosted by uCoz