Музей истории и культуры Пензенского края


Обычаи и традиции Пензенского края

Введение.

История народа, его творческое наследие -это духовное богатство нашего времени. Столетиями руками, умом и реальностью мировосприятия создавалась народное искусство - неиссякаемый источник фантазии, вкуса.  

Народное искусство тесно связано с трудовой деятельностью человека, с его бытом, с желанием облегчить свой труд, сделать его радостным и свободным.Пензенский край, многие другие, имеет свои особенности. Нельзя говорить о крае не рассмотрев предварительно условия быта населяющих край людей.

Основная часть жителей края, как собственно и всей России, проживала в сельской местности. Занятие хлебопашеством, содержание скота и птицы порождало своеобразие культурно-бытового уклада крестьян. Самым древним строительным материалом в России являлось дерево. Лесом была богата и Пензенская губерния. Он всегда находился рядом, из него возводили первые сторожевые крепости, церкви, вытесывали предметы домашнего обихода, рубили дома, применяя бесхитростные архитектурно-строительные приемы. глагол "рубить" дал жизнь емкому слову "сруб" - означавшему основу любого строения из дерева. Рубили срубы всегда топором - главным строительным инструментом, а пилу, долото, скобель, позже рубанок и сверло использовали для подсобных работ. Непосвященному в строительное дело может показать просто срубить хороший дом. Нет, в этом деле есть свои секреты, нужна сноровка, точный глаз плотника, его трудолюбие и усердие. Только при наличии этих качеств и появиться из-под рук большого мастера настоящий красавец. Дом  на Руси - это своеобразный памятник народной культуры.

Избы пензенских крестьян рубились из круглого леса, а крылись большей частью соломой. Дом состоял чаще из двух комнат и сеней, третью часть которых занимала печь. В конце 18-ого - начале 19-ого века многие деревенские дома еще отапливались по-чёрному - дым шел в избу. Чтобы как-то освободиться от дыма, под потолком устраивались волоковое оконце. Появление усовершенствованных печей с дымоходами и печными трубами значительно улучшили культуру быта деревни. Над лицевой частью печи укреплялась полка, на ней сушили лучины, рукавицы, онучи, валенки... Во многих домах печи служили парными: после топки, пока еще не остыла печь, парильщики, открыв заслонку и подложив под ноги солому, лезли внутрь и парились березовыми вениками. На печах осенью и зимой спали - предпочтение отдавалось детям и старым людям.

Окна большинства домов были небольшие по размерам и закрывались ставнями или в рамы прикреплялись бычьи пузыри. Стекла еще только начинали появляться в деревнях. Комнаты освещались лучинами и свечами, керосиновые лампы найдут применение позже. Лучшему лучинами считались дубовые, предварительно запаренные и высушенные в печах. Обработанную таким образом лучину, укрепляли в специальном приспособлении ("светце"), над корытцем с водой, дабы избежать пожара. Вдоль стен хозяева устраивали широкие лавки, на которых можно было сидеть, а ночью - спать. Не каждая семья располагала теплыми конюшнями и хлевами, поэтому в морозные дни приходилось дома держать теленка, поросят или ягнят.

В избе нет ничего лишнего - палатки да домашняя утварь (ухват, сковородник, горшки, ушаты, кадушки). Здесь шьют и прядут, вяжут и вышивают, плетут лапти и вырезают из дерева. Обязательным атрибутом интерьера крестьянской избы являлись кивоты (в других деревнях - "киот", "кивотец") - специальное приспособление в виде резного ящика, в котором устанавливались иконы. В праздничные, горестные дни о во время молений в них зажигались лампадки перед образами. В деревнях пользовались авторитетом кивотчики - мастера по кивотному делу. Кивот - устраивался в "красном" священном углу, перед ним христиане молились Богу.

Рядом с домами располагались крытые соломой навесы, сараи, хлев, погреб, сделанный в виде шалаша, или, по возможности,выложенный природным камнем. В конце огородов ставиться гуменник (множественное число - "гумно") - помещение в виде крытого тока, здесь молотили цепями хлеб. Рядом строили плетневую половину (место для хранения мякины и мелкого корма, соломы) и овин - сооружение для сушки снопов перед молотьбой.

Семьи в деревнях, как правило, были большими и дружными. Дети, сызмальства приученные к труду, видели в работе основу свой жизни. Широкие же раздольные луга и пашни способствовали воспитанию широты русской натуры, а честный труд крестьянина приучал к бережливости и строгости. В этом, видимо, кроются истоки размеренных песенных мотивов, практичность декоративно-прикладного искусства. Из неказистых деревенских домов выходили в большую культуру многие выдающиеся мастера художественного слова, художники, актеры, музыканты.

Культура земледелия не отличалась разнообразием: в системе хлебопашества долгое время преобладала трехпольная - пар, озимое, яровое, а главными орудиями земледелия оставалась соха и борона. Засевали поля большей частью рожью, овсом, просом, горохом, ячменем, а такая ценная культура, как пшеница, занимала второстепенное место. Сеяли вручную, разбрасывая семена из кузова или севальника. Удобрения вносились крайне редко. Сказанное вовсе не означает, что промышленность вовсе не выпускала орудия труда для сельского хозяйства. Из списка изделий пензенской промышленности, представленного на губернской выставке в 1837 году, можно увидеть и земледельческие орудия - барона. Котца: шотландский плуг. Инженер-капитан Сабуров представил на эту же выставку английский двухконный плуг, запашник, распашку, поддирку.

Обыденная жизнь крестьян.

Известно, что жизнь  и занятия наших крестьян подчинены своего рода правилам и порядкам, конечно, не сочиненным и не писанным. Они сложились на основе практики, переходящей из рода в род.

Вставши ото сна, крестьянин непременно молиться Богу. При выходе со двора по делам, останавливается в воротах, и опять молиться по направлению к храму. Домашние убирают скотину, а женщины хлопочут о завтраке. Причем, если свекровь не стара, стоит сама у печки. Снохи же подают воды, дров и кормят овец, коров (если нет подножного корма). Убравшись, семья садиться за незатейливый завтрак, состоящий из хлеба с квасом или жиденькой кашицы, варенного картофеля или кислой капусты. Малолетки - дети не участвуют в завтраках: у них в течение дня не выходит кусок хлеба изо рта. Но вот мужики уехали в поле, часто с одним куском хлеба, редко с квасом (без солода) и непременно с солью в тряпичке. Родниковая вода довершает полевой стол... Но на первый раз хозяин выезжает не просто: он поднимает все семью на молитву. Перед святыми иконами зажигается свечка, молятся затем все с хозяином и собираются в поле: сын или внук, или дочка, словом тот кому досталась крестообразная лепешка, приготовленная на третьей недели поста великого. Она содержит в себе медную монету (на неё и свечка куплена). Этот маленький семьянин выезжает с отцом на загон и бросает на землю первую горсть гороха или овса. После него хозяин с лукошком на плечах выходит на первую линию пашни, набожно крестится и, бросая семена, произносит: " Зароби, Господи, на Дом Божий (первая горсть), на попов (2-я горсть), на пищу братику (3-я), и птицу небесную (4-я).

Что же делают женщины, оставшиеся дома? Они ткут бельё себе, мужу, детям из поскани и льна.

Странно как-то у нас поставлена женщина в семье в экономическом отношении. Она получает равную  с другими часть посколи, конопли "собиму", то есть собственность отца родного - овцу или две. Из прядильного материала сноха должна приготовить "рубахи" мужу и детям, а из шерсти - перчатки или чулки. Но излишне напряденное или натканное она продает в виде толстого сурового холста (однозубки, идущие на мешки). И вот на эту выручку должна покупать "наряд" себе, мужу, детям. Этот наряд составляет полубумажные и ситцевые рубахи, сыну - шапочке, дочке - куиашник, или сарафан к весенне-летним праздникам. Если свекровь любит свою сноху, то сама учит ее тканью. Если же они часто бронятся, сноха прядет со своей родимой матушкой, и ткет тоже у неё. Из нового сукна шьют кафтаны прежде всего "мужикам", а не "бабам".Равно из новых овчин полушубки и тулупы мужики прежде себе справляют, а бабам лишь перечиняют их приданное.Нового одеяния они долго не дождутся, если нет только собственной шерсти от "собины".

Даже её делят с семьёй. Так например, если от бабьей овцы уродился баран, то на первый год она вольна продать его в собственность. На другое же лето баран съедается семьёй, а овчина поступает в общую семью. Так точно же поступают и с ярочками. Более двух овец сноха не имеет право иметь. Имеющая телушка сноха считается богачкой: две телки от коровы идут в пользу снохи, а треть - семье и т д. поголовно. За столом снохи сидят по краям, а чаще едёт стоя. Они же подают кушанья. Без позволения старшего - не берут мясо из чашки, не начинают есть кашу. Старики, особенно старухи-матери, пользуются от сына лаской. Они получают мягкие кусочки хлеба  и лучшее из мяса. "Уж такой у меня сынок радельный: сам мне и кусок подкладывает, да нет его лучше!,,," - рассказывает мать своей подруге.

Обедают крестьяне рано, око 12 часов, а после непременно разойдуться отдыхать на солому, в огород. Положит иной себе руку под голову и захрапит крепким сном.

В субботу вся семья приезжает из поля рано. Все моют моют голову, меняют бельё. Поутру в воскресенье, малые дети выходят в храм или на улицу в ситцевых рубахах и штанах. Отроки тоже в красных кумачных рубаках, а более возмужалые в полубумажных. Не говорим уже о женской половине, она словно расцветает в праздник: в светлых и в ярко красных сарафанах с белыми фартуками на переде.

Вот молодёжь ушла к обедне, а старшая в доме женщина вся в хлопотах. Избу выметает за всю неделю, лавку и божницу подмывает, за кушаньем следит, ситные вынимает из печи. Впрочем и она положила за своею свечкой 5 или 10 поклонов. Пришла семья, сняла лишнее верхнее платье и сразу к столу. А на нем паром дымит мягкий сытный. Каждый сам себе отрезает ломоть и закусывает как лакомство. Имеющие самовар, по праздникам пьют чай ситным. Тогда и говядина на столе и каша.

После отдыха, снохи отправляются к родимым матушкам поведать все пережитое за неделю, большей частью жалобное. Та её покормит тем же ситным да и внучатам завяжет гостинцев в платок. Молодежь собирается на площади и затевает игры, а девицы-молодицы поют песни.

А где же отцы? Вот они выступают парому к сборному месту, на сход, по делам своим. Покричат, поругаются и на чем-либо покончат.

Затем густой массой спешат в трактир побаловаться чайком для праздника христова. Вместо сливок к чаю, среди приборов появляется косушка, затем другая и уже слышаться от членов схода крики, смех и песни, а позднее брань и шум. В сумерках мужики пробираются не ровными шагами домой - к ужину. За любящим выпить лишку обычно надзирает жена. При первой возможности, войдя в трактир, уговаривает пьяного хозяина идти домой. Если не послушался добрых речей, так дождется брани и толчков. Идя несколько по от даль, боясь кулаков, бойкая жена ворчит на пьяного мужа: "Бесстыдник, срамник! Ишь нализался! Долго ли охлахтится!" Придя домой, она терпеливо раздевает его, готовит постель и укладывает его.

После ужина, молодежь снова высыпает на улицу к излюбленному месту, играют, бегают, поют песни. Женихи пробираются в трактир, где нет отцов, покуривают, а другие заигрывают с девицами и высматривают невест. Песни не отличаются новизной ни по содержанию, ни по мотиву. Поют женщины все в один голос, довольно сильно,с разными выражениями и вариациями, приятных и тонких голосов не слышно, а замечается какая-то отвага, смелость, сила. Это влияние свободы. Не таковы были песни старинные, петые во время крепостного права."Заслушаешься и наплачешься", - так отзывались они сами крестьяне. Песни были степенные, смеренные, жалостные... В нынешних же  только и слышишь: "Купцов любовала, сама гуливала... В трактире бала - водочку пила".

У нас девушки в уличных играх держаться особлево от парней. Мать, провожая дочку на улицу, наказывает ей: "Ты не сцепляйся с какой-то!" Значит, та девица чем-то не рекомендуется. Замужные молодые женщины ходят на улицу и приходят домой с мужьями. Это значит, живут в "любви" в прочем, чувство стыдливости мало известно крестьянам. Женщины дома и в поле ходят в лахмотьях, не убирают грудей и ни сколько не стесняются мужиков. Моются и парятся в одной избе, выходят на двор нагими и там окачиваются холодной водой. Невежество и грубость еще крепко держится в крестьянских семьях

Одежда мордовская.

Национальный костюм мордвы длительное время формировался в центральной полосе Европейской части Росси. В серидине 19-ого века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной формы.

Мужская и женская повседневная одежда отличалась простотой и целеобразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставаной, с обилием различных украшений.Основной частью женского костюма являлась рубаха-панар туниковообразного покроя без воротника. В 1920-м - 30-ых годах эрзянки Сосновоборского, Никольского, Городищенского районов панар стали носить с сарафаном.

Рубахи мокшанок имели отличия в покроях и отделки. Перегнутая пополам, но поперечной нити точь (полотнище холста) была основой стана рубахи, к которой по бокам пришивались полотнища по короче. Такаой покрой образовыввал у плеча квадратную пройму для рукавов. Рукова этих рубах делались длиными они расширялись в подмышках квадратными ластовицами и клиновидными ставками и отделывались вышивкой.

Широкая рубаха подпоясывалась шерсятын поясом - карке. Эрзянские набедренные украшения были несколько сложнее с 13-14 лет девочки начинали носить набедренник-пулай - своего рода символ зрелости, совершенолетия. Пулай был определителем региональной принадлежности.В мордовских селах Сосновоборского, Никольского и Городищенских районов в эрзянско-мокшанский костюм входил набедренник из крупного бисера - лапнат или мукорцект, по форму напоминающий украшения эрзи. Сверху его покрывал пояс с кистями из бисера и гребешками на шнурках - каркс пе. Это конструкция близка к мокшанским украшениям.

Мокшанский костюм имел много форм набедренных украшений. Это не большие парные украшения из бус, житонов, шерсти и шелка - килькшт, пояс вакс.Вкостюме мокшанке до начала 20-ого века поясной набор включал рару боковых полотнищ - кеска руця, украшенных вышевкой и лентами. Рубаха-панар у мокши дополнялась доходящими до щиколоток штанами - понкст. У мокшанок и эрзянок неприменными атрибутами костюма являлся передник-запон, сапоня. Новым элементом мокшанской женской одежды были желетки. Для национольного женского костюма мордвы типично верхняя распошная туникообразная одежда, сшитая из белого холста: руця, шушпан (эрзянск.), мушкан (мокш.). Для пензенских руц характерны нагрудная вышевка на руковах, продольные вышитые полосы на спине, вышевка по подолу и краю рукавов. На мушкасах полы, подол, концы рукавов и плечи обшивали полосками кумача. В начале 20-ого века мордва стала носить руский костюм; сарафан и рубаху или юбку и кофту.

Женские головные уборы эрзянок ( панга, шлыган, сорока) делались на твердой основе и имели форму цилиндра, полуцилиндра, конуса. Остов состоял из луба или бересты. Затылочная часть переходила в наспинную лопасть. Мокшанские главные головные уборы (пенка, златной) - род мягкого чепца трапецивидной формы, состояли из 3-4-х частей. Девичий головной убор не закрывал волосы. Самой распространненой была налобная повязка, вышитая  и обшитая бисером и позументом.

Межсезонной зимней одеждой как мужчин так и женщин являлся сумань - это кафтан сшитый из домотканного сукна черного или коричнеого цвета. Распространенной зимней одеждой была нагольная шуба, которая подпоясывалась кушаном.

Обувью служили лапти с косым плетением, тупой трапецивидной головкой, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными опугами. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сбором и массивным задником. Зимой носили валенки.

Основными частями мужской одежды являлись рубаха и штаны. Чаще рубахи были без воротника, а грудной разрез делался на правой стороне. Отделывались они вышивкой, цветным узорным тканьем, которые наносились на грудной вырез, концы рукавов и подол. Носили рубахи на выпуск и подпоясывали узким поясом или ремнем. Штаны носили заправленными в онучи или сапоги. Мужской головной убор- валяные шляпы, высокие, с небольшими полями по форме. Зимой носили шапки типо малахая, сшитые из овчины и покрытые сукном.В настоящие время народный мордовский костюм использовался в качестве обрядового или сценического.

Русская одежда.

Русская одежда в Пензенской области относится к южнорусскому типу.

У мужчин - туниковообразные рубашки-косоворотки, с разрезом ворота с боку, выпущенные по верх не широких штанов и подпоясанные поясом. Ворот, планка, рукова, подол декортировались вышитыми шерстяными нитями геометрическим орнаметром. В конце 19-ого начале 20-ых веков в мужской одежде появляется пиджачная пара из фабричной ткани.

Женская русская одежда на территории Пензенской губернии была представлена двумя комплектами: южнорусским поневным и сарафанным. В поневный комплект входила длиная холщевая рубаха льная или посконная. В Пензенской губернии преобладали рубахи с касыми поликами. Рубаха имела длинные рукова, клиновидные или квадратные ластовицы; у ворота  собиралась в сборку под невысокий стоячий воротник, который застегивался на пуговицу.орот, грудь, рукова и подол украшались аппликациями из кумача, лент, кружева, косой стежкой, росписью, крестом, тканным узором. Края холщевых поликов подчеркивались строкой вышевки. Осоьенно богато украшались свадебные рубахи.  Девушки носили по верх рубахи цупрун - залатообразную распошную одежду из шерсти.

В качестве головных уборов с поневами в 19-ом веке замужние женщины носили рогатую кичку "рога" или сороку во второй половине 19-ого века на смену кичкам пришли повойники - головные уборы типо шапочки с позатыльнем, в 90-х годах 19-ого века - шлыки с платком. Девичьий головной убор не закрывал всю голову и был виде полоски или ленты вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами. В качестве повседневных головных уборах использовались платки.

Сарафанный комплекс преобладал в Городищенском,  Саранском, Мокшанском, Краснослобоцком, Наровчатском, Пензенском, Нижне-Ломовском уездах.С сарафаном носили передник с завязками, закрепленный на фигуре выше груди, или передни - запон с грудкой, с завяской на талии и завязкой - петлей вокруг шеи. В сарфанный комплекс входил кокошник. Поверх кокошника повязывали красную ленту или шелковы платок. Во-второй половине 19-ого века кокошники заменили волосниками - мягкими шапочками из ткани с круглым твердым валеком над лбом.

В конце 19-ого еачале 20-ого веков поневы и сарафаны были заменнены юбкой и кофтой их однотипной ткани. В верхняя одежда состояла из кафтана с клиньями по бокам или длиного холста (армяк). Женчины насили: корсетки, монархи, коротайки. Зимой носили овчиную шубу полушубки.Основным головным убором мужчин быа шапка (грешневик). В конце 19-ого века получил распространение картус. Распространнем видом женской и мужской обуви были лапти из вязового лыка. Праздничной обувью были сапоги из яловой кожи. Женские надевали коты в виде тяжелых кожанных галош. Зимняя обувь - валенки из овечьей шерсти. Среди украшений преобладали: на голове бисерные и стеклярусные подвески, в ушах серги из серебра, на груди бусы , крестик или ладонка на цепочке, на руках - перстни, кольца, браслеты, на поясе - подвески из метала и ткани.

Татарская одежда.    

Татарская одежда отражает традиции терских племен. Широкая длинная рубаха (колмэк) и штани с широким шагом, бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнические традиции прослеживаются и в других элементах одежды, в частности в головных уборах. Самобытность женскому костюму предовало декоративное оформление. В деревне Мочалей вплоть до конца 19-ого века бытовали оригинальные женские туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг воротоа и по низу подоло лоскутными узорами. Женский головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышевкой, женские украшения из монет (бака), шапочка кашпал, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также предовали женсккой традиционной одежде чокаю-изих мишарий оригенальность. В конце 19-ого начале 20-ых веков формируется национальный (нормализованный) косьюм татар. У мужчин это верхняя одежда кыска казаки, сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлпуш (тыбетейка усечённой формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин - широкая с пышными оборками платья и прилегающий к талии камзан и головной убор (бархатный колпачек и шелковый с длинными кистями платок), а также обувь (башмачки или ичиги на каблуках).

Чувашская одежда.

Чувашская одежда уходит корнями в тюрстие традиции. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная кожа. Женская рубаха (кепе) относится к типу туникообразных рубах с основание полотнищем холста, перекинутых со спины на грудь, рукава - сластовицами и прямыми боковыми вставками. Поверх рубахи носили вышитые передники (черситти, саппун). Надевали также холщевые балахоны типа просторного халата без боров. Лето надевали летнюю одежду (шупар, пустав) из белого холста или черно хлопчатобумажной ткани со сборками, а также особую одежду (постарла  шупар), сшитую до талии и красной, ниже талии - черные материи, украшенную серебряными, золотыми голунами и цветными нашивками. Осенью и весной женщины носили длинные кафтаны с борами из шерстянной ткани (сахман), а зимой - приталенные с борчатые шубы (керек). Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой - шапки (селек) с широким околышем и проголдоватым куполообразным верхом. Замужные женщины повязывали голову полотенцеобразным головным убором (сурпан), по верх которого надевали шапочку-хушпув форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами и бисером. Девушки носили небольшие шапочки-тухья, расшитые бисером и бусинами, украшенные плотно нашитыми серебряными монетами, а также сурбан - род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами.

Зимой надевали барашковы шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахрамой. С реди женских украшений характерны ожарелья ( шарха), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пус хысе), подвески к поясам - шулькеме и сурбанные подвески (сурпан сакка). Все головные уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом. В широком употреблении были перстни, серьги. Обычны били яловые и козловые сапоги, бахилы, башмаки, оты и другие, но основной обувью были лапти либо с шерстяными вязаными чулками или сшитыми из грубого сукна (тала чалха), либо с онучами из сукна до колен, обвязанными оборками лаптей. В настоящее время фабричная одежда вытиснила национальную.

Работа Артемовой Натальи, 2003 год

Музей истории и культуры Пензенского края

Hosted by uCoz