Музей истории и культуры Пензенского края

Урок - путешествие (экскурсия) "История города в названиях его улиц"

Учитель Селюкова Людмила Павловна

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Видеозапись улиц города

2.Фотографии зданий, учреждений

3.Маршрутные листы старой части города

4.Карта Пензенской области

5.Выставка книг в родном крае

6.Подборка пословиц

7.Энциклопедические словари "Каменка от А до Я" под редакцией Фельдмана П.А.

8.Воспитание старожилов о городе военных и послевоенных лет.

9.Грамзаписи песен:

            Ю.Антонов "На улице Каштановой"

            О.Фельцман сл.Р. Гамзатова "Журавли"

10.Песня о Каменке

11.Сочинение детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне

12.Подборки стихов о Каменке Селюковой Л.П.

 

ЦЕЛИ: Историческая пропедевтика и обучение азам исследовательской работы.                               Активизация наблюдательности и любознательности. Сообщение определенной суммы знаний по истории и культуре родного края, систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность самого ученика , на его личный опыт. Воспитание любви к своей великой и малой Родине , гордости за своих земляков, приумножавших и приумножающих своими делами, свои трудом богатство города, края. Воспитание признательности и уважения к тем, кто защищал свою землю от врагов , не жалея  своей жизни

 

Ход урока.

I. Организация детей на работу

Дежурные:        Проверь, дружок,

                       Готов ли ты начать урок:

                       все ль на месте,

                       Все ль в порядке,

                       Книжка, ручка и тетрадка?

 

2.  Психологический настрой на урок.

            Я в шкоде ни уроке.

            Сейчас я начну учиться.

           Я радуюсь этому.

            Внимание мое растет.

           Я, как разведчик, все замечу.

            Память моя крепка

            Голова мыслит ясно.

           Я хочу учиться. Я очень хочу учиться

           Я готов к работе. Я работаю.

 

3. Вступительное слово учителя.

1) Объявление темы урока

- Сегодня у нас с вами особенный урок истории, который, я надеюсь, принесет нам много радостных мгновений, счастливых переживаний, интересных открытий, потому что мы будем говорить о самом дорогом для каждою человека -о своей малой родине, о своем родном городе, который сюит на пороге золотого юбилея. Мы как бы уже сегодня начнем отмечать день рождения любимого города Вспомним его прошлое, поговорим о настоящем, помечтаем о будущем и отправимся в путешествие по его улицам, т.к. тема сегодняшнею урока «История города в названиях его улиц».

И, как бывалые путешественники  мы возьмем с собой в наше путешествие карту, маршрутный лист, умную кишу и хорошую песню для поднятия настроения

                                          Грамзапись Песня Ю.Антонова "На улице Каштановой"

                                       4. Конкурс на звание экскурсовода

 Учитель:

             -Для путешествия по городу нам нужны хорошие экскурсоводы, которые хорошо знают свой город и смогут также проникновенно рассказать о нем , как спел сейчас Ю. Антонов. А на звание экскурсовода вы сможете заработать собственным умом, приняв активное участие в конкурсе и правильно оформив на протяжении всего урока  маршрутный лист старой части города, а также рассказав нам историю названий его улиц .

             1.Обьяснение в любви родному краю

             2.Викторина "Что?Где?Когда?"

             3.Фотозагадка "Где эта улица?Где этот дом?"

                                1.Обьяснение в любви родному городу

 - Итак, начнем с обьяснения в любви. Ведь хороший экскурсовод должен уметь говорить о своём городе с такой любовью, нежностью, так искренно, трепетно, проникновенно, чтобы никто не засомневался, что наш город самый красивый, самый лучший, самый любимый, и вообще самый, самый , самый.

                              ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ СТИХОВ

1.Каменка, милая Каменка!

  Город любимый ,родной,

  С большою любовью и нежностью

  Говорю я сегодня с тобой.

2.Нет на земле тебя краше.

  Нет места мне ближе, родней

  Живут здесь родители наши

  И много хороших людей.

3.Здесь я родился, здесь мои корни,

  Отчий мой дом и друзья.

  Где бы я ни был, тебя буду помнить,

  Родная на веке земля.

 

4.Много столетий предки мои

  Эту землю лелеяли и берегли,

  Защищали бесстрашно её от врага,

  Поэтому нам она так дорога

5.Как храбро сражались с врагом наши деды,

  Расскажет священная площадь Победы.

  Мы будем достойны павших героев

  Уроки истории твердо усвоим

6.Да,много на нашей планете

  Есть городов красивых

  НО ты всех дороже на свете

  Город, что в центре России

7.Ты еще молод, тебе лишь полвека,

  Но достойно встречаешь юбилей золотой.

  Это не возраст и для человека,

  Город мой юный, город родной

8.Ты будешь расти вместе с нами

   Поднимешься ввысь и раскинешься вширь,

  А мы тебя никогда не оставим,

  Город- трудяга, степной богатырь.

Учитель:

 - ну, что ж , первое задание конкурса вы выполнили на "отлично".Это действительно было настоящие искреннее обьяснение в любви родному городу. Наверное, нет на земле человека  который не любил бы свой родной край, и эту любовь мы впитываем вместе с молоком матери, и она остаётся с нами на всю жизнь. Русский народ очень мудро выразил это чувство в свои многочисленных пословицах

-Какие из них вы помните?

                                                2.Пословицы о родной земле.

Всякому мила своя сторона.

Каждому свой край сладок.

Родная землица и во сне снится.

Всякая птица своё гнездо любит.

своя сторона не бывает холодна.

Своя земля и в горсти мила

                                             3. Викторина «Что? Где? Когда?»

    - Человек, любящий родной край, стремится как можно больше узнать о нем, о своих предках, о том, как он менялся на протяжении веков, десятилетий, что происходило на   этой земле, откуда все пошло.

И во втором задании конкурса мы и выясним, насколько хорошо вы знаете свой край, свой город, его прошлое.

 Помогатъ мне будут уважаемые архивариус и краевед.

 Но сначала давайте выясним, что означают эти понятия.

                                           Словарик

Архивариус - человек, работающий в архиве.

Архив   учреждение, где хранятся старые или старинные документы

Краевед   специалист по краеведению.

Краеведение      совокупность. географических, исторических,  этнографических и

других знаний о какой-либо местности.

Имя какого краеведа вам уже достаточно хорошо известно:?

Итак, мы выяснили с вами эти важные понятия, а теперь послушаем, о чем там спорят наши уважаемые архивариус и краевед.

Диалог архивариуса и краеведа.

Краевед:

-     Господин архивариус, первое, что нужно спросить у ребят, это, сколько лет

Каменке.

Архивариус:

-     А вы сами, уважаемый краевед, это знаете?

-     Конечно, скоро исполнится 50 лет.

-     А вот и нет. Каменке почти 300 лет, а вернее 291 год.

-     Вы неправильно посчитали, господин архивариус.

-     Почему неправильно?  Очень  даже  правильно.   В  архивных  документам

Каменка впервые упоминается в 1710 году, а сейчас 2001 год, 2001 вычесть

1951, получается 291 год.

-     Я считаю по-другому. Каменке присвоен статус города в 1951 году. 2001 гол

отнять 1951 год, получается 50 лет.

Учитель:

-     Ребята, какое недоразумение возникло между уважаемыми архивариусом \\

краеведом?

Кто же из них прав?

А теперь ответьте на вопросы викторины.

                                     Викторина

1)    Откройте   географический   атлас   Пензенской  области,   найдите   па   карте

               Каменский район и город Каменку и скажите, какое географическое положение

               занимает Каменский район и г. Каменка на карте обчисти.

2)    Какое первоначальное название носила местность, где сейчас располагается наш

          город?

3)    Что означает понятие «топоним»?

-     Найдитеи прочитайте об этом в энциклопедическом словаре «Каменка от А до

Я» статью, которая послужит ответом на этот вопрос.

4)    Какие еще названия носило это поселение?

5)    С какого момента Каменка стала называться селом?

6)    Что послужило причиной превращения Каменки из сею сначала в рабочий

поселок, а потом в город?

7)    Назовите точную дату, когда Каменка получила статус города

Учитель:

-     Да, действительно, это произошло полвека тому назад, когда ваши бабушки и

дедушки были такими же детьми, как и вы сейчас, или даже еще моложе.

-     А вам хочется узнать, какой была Каменка в те г оды?

В этом нам помогут воспоминания старожилов Города.

Но сначала .давайте выясним, что означает понятие «старожил».

Старожил — самый старый житель, долго проживающий на одном месте в каком либо населенном пункте.

А теперь давайте послушаем воспоминания старейших жителей города о Каменке военных и послевоенных лет.

                                        4.  Воспоминания старожилов

                                        Вольников Николай Иванович

Как выглядела Каменка в 1940-1946 гг.

Тогда г Каменка считался селом, а позже — поселком. Основные  улицы были Садовая, Советская, Набережная, Октябрьская, Первомайская. Дома были, основном, деревянные, а каменных только несколько. Крыши соломенные черепичные, редко железные. Воду брали из колодцев. Электрического освещения не было. Дорога от железнодорожного переезда по улицам Садовая и Советская до военного городка была булыжная, которая каждый год ремонтировалась. Транспорт был, в основном, конный. Изредка показывались 1,5 тонные грузовые автомобили Через реку Атмис был построен большой деревянный мост. Недалеко от здания горисполкома был ипподром, где проводились соревнования рысаков. Где расположен парк отдыха, вдоль дороги от почты до здания горисполкома ,было непролазное грязное место. Река Атмис в то время была глубоководная. Купались даже взрослые. Ребята удили рыбу и ловили рачков. Из военного город отправлялись красноормейцы на фронт. Иногда длина колонны составляла от военного городка до моста реки.

                                                                                        Лосенкова Антонина Степановна

Какой раньше была Каменка?

Когда я приехала в Каменку, а это было в 1949 году, здесь было совсем по другому. Было очень мало улиц. Главной была улица Садовая. На базаре были карусели, в выходные дни ребята оттуда не вылазили. Улицы за базаром не было, а было там пастбище. Большинство домов были деревянные. Почти в каждом дворе был крупный рогатый скот. Не было больницы, а лечиться ходили в еще не сломанный госпиталь. На вид он невзрачный, внутри он еще сохранил горьковатый запах войны. Транспорта почти не было, но было много лошадей, проезжали на быках никто не удивлялся.

Лукьянов АС

Сорок, сорок пять лет назад город Каменка был маленьким. Населения было мало. Улицы города не были .заасфальтированы На реке Атмис стояла мельница у мельницы ставили всегда плотину В то время воды в реке было много и каждую весну река разливаюсь, почти все жители улиц: Б Трудовая, М. Трудовая, Садовой. Типографской имени свои лодки. На базаре каждый год проходила ярмарка, стояла карусель. Рядом с базаром находилась машинно-тракторная станция. Электрический свет появился постоянноо только в середине пятидесятых годов, а электрическую энергию давал дизель, который в полночь выключали. Радио тоже было не во всех домах. Больших многоэтажных домов не строили, в основном, это были маленькие частные дома. Большое строительство частных домов было в конце хштидесятых, начале шеспщесятых годов. Тогда появилось очень много новых улиц, например Герцена, Гайдара и другие. На месте школы .№3  были склады, которые потом снесли и построили в 1962 году школу. В 1963 году был построен кинотеатр (Спутник). С середины шестидесятых годов в городе началось строительство новых школ и домов, появились новые улицы, первые многоэтажные дома.

 

Учитель:

-     И действительно.,   Каменки,  начиная с 60-х годов роста стремительными тестями. Только за 10 лег, с 1966 но 1976) годы, к 25-летнему юбилею города в Каменке появилось 24 новые улицы, и было их к тому времени 120.

-     А. теперь мне хотелось бы выяснить, на сколько хорошо вы, юные краеведы, знаете улицы своего города. Итак, последние заданий конкурса

5. Фотозагадка  «Где эта улица? Где этот дом?»

-     Вглядитесь попристальней в эти задания. На какой улице они находятся?

Какие из этих зданий вы знаете?

Городская администрация, госбанк. Раньше, в начале века на первом этаже этого здания находилось казначейство, на втором этаже располагалась квартира управляющего усадьбой Воейкова  Травинского.

В здании почты и в то время располагалась тоже почти

В здании кинотеатра «Прогресс» до революции располагался  Подземный Крестьянский банк.

В здании краеведческого музея в начале века было Высшее начальное училище, гимназия.

5. Экскурсия по городу с фрагментами Видеозаписи

 

Учитель:

-     С  заданиями  конкурса  вы  справились   успешно   и   мы   смело   можем

отправляться на экскурсию по городу.

-     Откуда же мы начнем наше путешествие?

Ну, что ж, вставайте из-за парт и в дорогу!

                1. Физкультминутка

                Мы по городу идем.

                Интересно все кругом.

                Вот и зебра - переход,

                По ней движется народ.

                Поглядим направо, поглядим налево.

                Улицу Белинскую переходим смело.

                Вот и станция, вокзал.

                Я успел, не опоздал

Учитель:

-     Мы вовремя успели к началу экскурсии, на площади двух вокзалов нас с вами

уже ждет первый экскурсовод.

                                    2. Экскурсия по Привокзальной площади.

                                   1 экскурсовод (включается видеозапись)

Дорогие гости!

Вы прибыли в славный город Каменку. Здесь проживает более 40 тыс. чел В нашем городе 146 улиц, переулков, проездов, тупиков, 7 площадей. Мы с вами находимся на площади двух вокзалов; железнодорожного и автовокзала И поэтому эта площадь называется Привокзальная. Достопримечательностью  этой площади является памятный камень, на табличке которого даны сведения об истории станции Белинская. В 1872 году началось строительство. Моршанско - Сызранской железной дорога. Через два года по ней открылось регулярное движение поездов. Вечером 12 октября 1874 года через Каменку проследовал первый поезд. Станция в то время называлась Воейково.

Учитель:

-     А теперь я предлагаю вам открыть энциклопедический словарь и прочитать в нем статью о Воейкове В.Н, чье имя носит то время станция.

Чтение статьи о Воейкове  В. 11 Демонстрация фотографии Воейкова В.Н

1 экскурсовод:

Здание вокзала в то время было деревянным. Строительство современного здания вокзала началось в феврале 1976 года Сейчас это современное здание из стекла и бетона, длиною 74 метра, шириной 25 метров.

Учитель:

-     Что же является достопримечательностью Привокзальной площади?

3. Работа с маршрутным листом

-     Отметьте начало экскурсии и достопримечательность этой площади.

                                              4. Экскурсия на площади Победы (включается видеозапись)

О Привокзальной площади по улице Белинской, затем Садовой мы отправимся на площадь Победы. Эта площадь - душа и сердце нашего города, священное место для каждого каменца

Перед вами обелиск воинам-землякам, защищавших нашу Родину от фашистких захватчиков в годы Великой Отечественной .войны ,и бюсты Героев Советского Союза В войне приняли участие 16903 воина - каменца . Шестнадцати нашим -землякам присвоено звание Героев Советского Союза , два воина стали полными кавалерами орденов Славы .7504 каменца отдали свои жизни за освобождение нашего Отечества

Учитель:

-     Давайте вспомним каждого из них вместе с поэтом Расулом Гамзатовым и

композитором Оскаром Фельдманом.

5. Слушание музыки. Звучит песня «Журавли».

6. Чтение архивариусом репортажа об открытии мемориала 9 мая 1975г

(текст из газеты «Красное знамя» от 10 мая 1975 года) Архивариус:

Вам, наверное, интересно узнать, что площадь у кинотеатра «Прогресс» получила имя Победы после празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году. В моем архиве есть репортаж журналиста Александрова от 10 мая 1975 года об открытии памятника-мемориала павшим воинам. Вот что писал журналист: «Многолюдно и торжественно было 9 мая 1975 года на площади возле кинотеатра «Прогресс». Со всех концов нашего города сюда пришли люди на митинг, посвященный открытию памятника воинам-каменцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, пришли для того, чтобы почтить их память.

Одиннадцать часов. В почетном карауле стоят пионеры. Митинг открывает председатель райисполкома Крючков. Он сказал: «Чтобы наши потомки знали, какие жертвы понесли мы в годы войны, в целях увековечивания памяти наших отцов, братьев, мужей, сыновей, для сохранения их имен для будущих поколений предлагаем замуровать в памятник капсулу со списком земляков -каменцев, погибших в этой войне. В этом списке фамилии 7 тысяч 504 человек.»

 Учитель:

-     На этой площади увековечена память о наших дедах и прадедах, которые

победили в самой жестокой и кровопролитной войне войне 20 века. И это в их честь

площадь носит героическое имя — Победа! А мы должны чтить их память,

передавая рассказы об их подвигах своим детям, внукам, правнукам. История

Отечества, история города складывается из истории отдельной семьи. К 55-

летию Великой Победы юные краеведы нашего класса написали сочинения о

своих прадедах -участниках  Великой Отечественной  войны.   Послушайте

истории, которые бережно хранят в памяти их бабушки и дедушки.

                                                         7 .  Рассказ Фабрикина Толика

                                                        8. Чтение сочинения Мурузиной Аленой

Учитель:

-     Мы не должны расти Иванами, непомнящами своего родства .И мы должны

учиться у наших дедов и прадедов беззаветной любви к своей Родине. Наш

народ в своих мудрых пословицах оставил нам свой наказ. Прочитайте его.

9.  Чтение хором пословицы: Люби землю родимую, как мать любимую. Родина - мать, умей ее защищать.

10. Работа с маршрутным листом

-     Отметьте этот обелиск на своих маршрутных листах. А в наших сердцах мы

навеки сохраним светлую память о своих героях-земляках Наша экскурсия

продолжается.

            3     экскурсовод

Прежде чем отправиться в дальнейшее путешествие по уликам старой части города ответьте мне та вопрос:

-   Какая сейчас улица располагается на месте старинного поселения под названием Кусты?

                      Правипыю, это улица Советская.

Она получила это имя после того, как 18 февраля 1918 года в Каменке, в здании, где сейчас находится кинотеатр «Прогресс» и районная библиотека, состоялся волостной съезд советов рабочих и крестьян. Сьезд открыл представитель Пензенского губкома партии Кутузов. Под бурные аплодисменты он провозгласил в Каменской волости Советскую власть. Перед вами здание, в котором произошло это событие. В начале века в нем располагался  Подземный крестьянский банк

На улице Советской хорошо сохранились и другие архитектурные памятники начала прошлого века. Наши предки умели строить на века. И до сих пор эти здания выглядят внушительно и привлекательно.

 Учитель.

-     Эти здания являются архитектурными памятниками конца 19-начала 20

века Отметьте их на своих маршрутных листах.

4     экскурсовод (включается видеозапись)

-     А закончим мы наше путешествие по улице Советской у школы №1. Рядом

с ней стоит старинное деревянное здание. Дома учителя. В конце 19 века

здесь располагалась церковноо-приходская школа, где учился  Николай

Нилович  Бурденко,  наш знаменитый земляк,   о  чем  свидетельствует

памятная мемориальная доска Школа №1 носит имя Н.Н Бурденко, и

перед ее главным входом ему установлен бюст. В районе вокзалов есть

улица, носящая имя Бурденко. На ней живет мой одноклассник Фабрикин

Толик.  Он и расскажет о нашем великом  земляке стихами  Михаила

Кириллова, который когда-то тоже жил на этой улице.

                   11. Видеозапись улицы Бурденко и чтение стихотворения «Улица Бурденко»

Улица Бурденко.

М Кириллов

Солнце детства светит надо мной,

Радостно и щедро, неизменно!

Я иду по Каменке родной,

По знакомой улице Бурденко.

 

Здесь все так, как прежде, и не так,

Сердцем незабытые картины...

Здесь родился славный мой земляк -

Корифей российской медицины

 

Академик - врач и генерал,

В годы фронтовые, грозовые.

Это он один из первых встал

У истоков хирургии.

 

Сколько спас он раненых бойцов,

По большому счету обреченных ?!

Что там заклинанья мудрецов,

То был практик и большой ученый.

 

Еду я увидеть земляка,

Чтоб побыть с ним рядом, поклониться.

Ведь не зря поставлен на века

Бюст его у областной больницы

12. Работа с маршрутными листами. -   Отметьте на своих маршрутных листах памятник Бурденко Н Н.

                                                                                   6.  Г Продолжение экскурсии

Учитель:

-     Какие еще улицы  в нашем городе носят имена великих земляков?

(Улицы Лермонтова, Белинского,  Воейкова,  Замойского,  Тухачевского,

Маловского, Паршина, Киселева)

-     Сколько замечательных имен! Как богат наш  Пензенский край и Каменская земля талантами. Каждое это имя заслуживает особого разговора. Жаль, что времени одного урока не хватит на это.

-     Я слышу, что кто-то спрашивает дорогу.

1. Диалог

-     Будьте любезны, скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Жданова!?

-     О, вы наверное, очень давно не были в Каменке?

-     Да, очень давно. Целых семь лет.

-     Тогда понятно. Видите ли, эту улицу как раз семь лет назад переименовали.

-      И теперь она носит имя нашего знаменитого земляка - Петра Ивановича

Паршина

-     А чем же он так знаменит?

-     А вот послушайте, как об этом пишут в энциклопедическом словаре.

                                                        2. Чтение статьи о П.И. Паршине.

 Учитель:

-     П. И Паршин учился когда-то в бывшей железнодорожной школе.. Теперь это школа №10. На ней ПИ Паршину установлена памятная доска А ближайшая к школе улица носит его имя.

                                                   3. Видеозапись улицы Паршина

-     Она начала застраиваться в 1950 году. Старожилом этой улицы является Муралов  Вас. Мих. Он одним из первых построил здесь свой дом.

4. Работа с маршрутными листами.

-     Отметьте памятную доску Паршину П. И. на своих маршрутных листах

-     Ребята, кому мы должны быть благодарны за город, в котором живем?

                                                         7. Завершение экскурсии

Учитель:

-     Наша экскурсия подходит к концу. И мы возвращаемся в свой городок « П».

Посмотрите последнюю видеозапись и скажите, какие улицы выстроили наш

городок в прямоугольникк.

1.    Просмотр Видеозаписей

2.    Парад улиц Городка

Учитель:

-     Кто го вас живет на улице Белинская?

Почему она так называется"?

Почему улица Красноармейская носит это имя?

Как получил свое название Театральный проезд?

 Почему улица Болгарская так названа?

-     Действительно наш городок строили болгарские строители. Его сдавали в эксплуатацию 26 мая 1994 года Был большой праздник, все радовались, что будут жить в таком прекрасном микрорайоне с новым детским садом и школой имени Кирилла и Мефодия, в которой мы с вами учимся, живем и мечтаем о будущем.

-     А каким вам представляется будущее нашего города, еще через 50 лет, в середине 21 века?

            3.  Рассказы ребят о том, каким они представляют будущее своего города.

 Учитель:

-     Как сказал великий русский поэт Н.  Некрасов:  «Воля и труд человека дивные дива творят». 21 век — это ваш век, вам и творить чудеса своим вдохновенным трудом, чтобы наши потомки через 50 лет, к 100-летию города,   восхищались   плодами   вашего   труда   и   с   благодарностью вспоминали вас.

Ваши мечты воплотились в стихах.

                                          4. Чтение учащимися стихотворения «Город будущего» Л. Селюковой

1.    Будет наш город чистым и светлым  

С белыми розами на широких проспектах,

С зелеными скверами, тенистыми парками, С красивыми домами с ажурными арками.

2.    С театром драматическим и консерваторией,

Где будут звонко звучать оратории

В честь тех, кто своими золотыми руками Сотворил земной рай с чудесами.

3.   Атмис потечет рекой полноводной

И город опояшут лесные угодья.

Сиять будут всюду лишь счастливые лица На город-мечту будут люди давиться.

4.    А в жизнь претворять все эти мечты

Будем мы вместе: «Я, он и ты.

И труд наш великий песнею звонкой Прославят в веках благодарные потомки.

Учитель:

-     А я желаю, чтобы эти прекрасные мечты сбылись, и город Каменка, как могучий,   красивый   белый   лайнер,   плыл   бы   под   чистым   голубым небосводом, сияя в ярких лучах солнца, навстречу счастливому будущему. А с палубы, этого прекрасного города-корабля неслась бы высоко  в  поднебесье песня о любви к своему городу. Может быть, такая же, какую исполним сейчас мы, завершая наше путешествие.

                                          5. Исполнение учащимися песни о Каменке.

Песня.

Городок есть маленький

Над рекой Атмис.

 Каменка, Каменка,

 Ты меня дождись.

 Будет утро раннее,

 Прочь умчится грусть.

Я приеду в Каменку,

Детству улыбнусь.

                                 Припев:

Каменка, Каменка,

 На душе проталинка

Дедушка и бабушка

Снова где-то рядышком.

 

Там, где тишь великая,

 Встретит старый кот,

 Радостно мурлыкая ,

 В избу поведет.

 Эх, тропинка - ниточка,

В сердце гулкий стук.

Ты стучи, калиточка,

Громче пой, петух.

8. Подведение итога урока

-     Вы были сегодня прекрасными экскурсоводами, и все заслуживаете само

высокой оценки. Но никакой оценкой нельзя измерить любовь к свое

большой и малой Родине. Она просто должна быть, и жить в ваших сердца

с первой минуты жизни и до последнего дыхания. И пусть эта любовь

подвигает вас на честный труд во имя и на благо своего Отечества

Музей истории и культуры Пензенского края

Hosted by uCoz