На главную

Факультативное занятие на тему «Чудеса народного искусства».

Учитель начальных классов Тарасова Н.Н.

 Тема: «Чудеса народного искусства».

 

Цели: обобщить знания детей о народном искусстве, учить видеть прекрасное в окружающем мире, развивать нравственные и эстетические чувства.

 

Оборудование: платки, дымковские игрушки, гжель, жостовские подносы, хохлома, городец, матрешки, пластинка с русскими песнями.

Плакат: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». (М.И. Калинин).

 Ход урока. 

1.      Вступительное слово учителя.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту.

И сегодня я хочу воспеть и восславить «сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные люда русского».

Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, посуду, игрушки. Они делали на домах разные наличники, шелковыми разноцветными нитками женщины расшивали одежду. И каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров становились произведениями искусства.

Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные «барыни» и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. Смотрят люди на лакированный поднос и знают: этот поднос в Жостове сделали. А эта посуда, расписанная всего одной краской – синей, из Гжели, а вот и миска с хохломской росписью.

 Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

1 ученик.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем – светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою,

Без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда.

 

Сегодня на нашем занятии мы вспомним о народных мастерах, о тех местах, где зародились промыслы, о чудесах народного искусства.

Вопросы: - Откуда эта игрушка?

- Как называется она?

- Почему говорят, что игрушка рождается три раза?

 

Дымковская игрушка

2 ученик.

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо – сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные,

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

 

3 ученик.

Этот промысел возник в слободе Дымково, расположенной на берегу Вятки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком.

Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого. Игрушки изготовляли из местной глины. Лепили из глины котиков, баранчиков в штанишках, нянек, деточек, барышень и кавалеров, оленей и многое другое.

Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, замешанном на молоке, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

 

Вопрос.

А вы знаете, что означают эти узоры ?

4 ученик.

Узор проще некуда: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точечки, зато краски яркие – яркие.

Затем мастерица наносит тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветится, заиграет, станет ненаглядной. Кресты, круги, овалы, ромбы – не просто узоры, а символические знаки, сохранившие следы культа Солнца и Земли.

Любимы и бережно хранимы народными мастерами образы коня, медведя, оленя, барана, всадника, птицы. Их можно встретить в разных видах народного творчества.

5 ученик.

Посмотрите, вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите! Пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

 

Вопрос.

- Для чего делали игрушки?

- Что символизируют эти игрушки?

 

6 ученик.

Глиняные игрушки в старину делались не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.

У индюка хвост вылеплен в виде солнечного круга. Образ птицы связывался с мечтой о счастье.

Баран – символ богатства и благополучия.

Конь – очень древний символ, который означает небесный огонь.

Олень – символ изобилия и удачного брака.

Игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком. Свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.

 

(Барыни поют частушки)

1.      Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

 

2.      Мы игрушки расписные

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

 

3.      Дымковские барышни

Всех на свете краше

А гусары – баловни –

Кавалеры наши.

 

4.      С лентами да бантами

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

 

7 ученик.

Доброту излучают все глиняные фигурки. В образах зверей как бы ни были они фантастичны, подчеркивается «теплота доброй человечности». В русском народном искусстве вообще нет изображений устрашающих, нет ужаса, нет зла. Эта замечательная черта, оказывается, тоже имеет древние исторические корни.

Добрые изображения – тоже символы веры, которыми окружал себя человек. Источниками творчества народных умельцев являются любовь к природе, доброта и щедрость души.

 

 

 

 

 

Хохлома

 

Вопрос:

- Как называется эта посуда?

 

8 ученик.

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Разное рассказывают старики, говорят, будто давным – давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?

 

Вопрос:

- А почему посуда называется хохломской?

 

9 ученик.

Почему деревянные изделия называются хохломскими?

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Куличино, Семино, Хрящи. А продавать везли в большое торговое село Хохлома. Оттуда разлетелись Жар-птицами, чашки да ложки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда для кашки – окрошки?

- Чудо – блюдо да чашки, ложки!

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома.

Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Так и по сей день расписную посуду хохломской зовут.

10 ученик.

Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину; называют они ягоды ласково, ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера.

 

Вопрос:

- Как называется эта посуда?

- Как называются хохломские узоры?

 

11 ученик.

Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце: на черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке.

Песня.

 

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлома

Вся золотиста – краснолика

В тарелочках не полутьма

Не сумрак в вазах и солонках

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

Гжель.

Вопросы:

- Как называется эти посуда?

- И чем она отличается от другой?

- Почему называется Гжель?

 

12 ученик.

Кто придумал это слово,

Это слово не мудрено?

Гжелью раньше гжель звалась,

Была пестрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто

Раз мазок, два мазок

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

13 ученик.

Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом

И гжельскую посуду стали называть лучшею из всех делаемых в России. Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, целые сервизы, фигурки людей и животных.

Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи: белый и синий. Изделия расписывали цветами, жанровыми сценками, украшали скульптурой.

 

Частушки.

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель

Под Москвою мы живем

Глину месим и поем.

И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

 Городец

 

Вопрос:

- Что примечательно в городецкой росписи?

 15 ученик.

Городец – старинный городок на реке Волге. Когда-то в этом городе строили парусные корабли, да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурками и узорами.

И дома в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема. Сплошь в затейливых узорах у них и мебель, и прялки, и сани, дуги и домашние вещи. Мастерят в этом городе и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!

 16 ученик.

Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И в каких-то сказочных веселых садах.

Мчатся кони, летят кони, словно они и кони, и птицы одновременно. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому росписи получаются такими сказочными. 

 Частушки.

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Пушки татушки

Про них споем частушки.

 

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь

И цветами весь расписан

До чего ж красивый он.

 

 

Жостово

 

Вопросы:

- Как называется промысел, где изготавливают поднос?

- Для чего нужны подносы?

 

14 ученик.

Отправляемся в путь в подмосковное село Жостово. С давних пор изготавливают там расписные лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Почти два столетия существует этот промысел.

Сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Потом их покрывают краской, и по цветному или черному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками. Жостовские живописцы пишут удивительно быстро, очень трудно, нужна твердая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки. У художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – думает кистью.

И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Поднос получается один лучше другого: нарядные да яркие.

На одном – цветы собраны в пышные букеты и расположены в центре. На других разбросаны по всему подносу или в виде гирлянд идут по краям. Затем поднос лакируют и перед вами такое чудо.

 

Частушки.

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса

Алых, желтых, с красным маком

Это просто чудеса!

 

Колокольцы распустились

Незабудки стали в ряд,

Засверкали, заискрились

Красотою все горят.

 

Алы розы на подносе

Вся природа – Божий дар

Полюбуйтесь, вас мы просим

На чудесный наш товар.

 

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдете,

Говорят и стар и млад.

 Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте.

 

Матрешка.

Вопросы:

- А кто не знает русскую матрёшку?

- Сколько лет матрёшке?

 

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой–встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

Матрёшка в наши дни – одно из популярных произведений декоративно – прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее знают во всех странах мира. Русская матрешка стала великой путешественницей.

Из Семенова начинала свое путешествие матрешка по белу свету. На всемирных выставках в Брюсселе, Монреале и Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.

Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей, матрешка украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь.

 

Вопрос:

- Какие бывают матрешки?

 

Знаменитая загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Мы с радостью останавливаем на ней свой взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым. Добротной, устойчивой стала и форма.

В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые держат матрешки в руках.

Матрешки в Полховском Майдане появились тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полхов-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской матрешек. А из-под платка обязательно видны кудри.

 

Частушки.

Ой, да мы матрешки,

мы матрешки,

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

 

Ой, да все мы,

все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

 

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка веселее заиграй-ка!

 

Ой, да мы матрешки,

мы матрешки,

Нам, друзья, похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось.

 

Практическая работа.

Начало

 

 

Hosted by uCoz